ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

это законы добра, которые явлены миру откровением, и которые я чув­ ствую в себе, и в признании которых я не то что соединяюсь, а волей- неволею соединен с другими людьми в одно общество верующих, кото­ рое называют церковью» (19, 381). Анна же, не сумевшая смириться с лживостью общества, от ко­ торого и бежит,— расстается с Карениным, ярким его представите­ лем, выходит на поиски счастья, но вне света теряет свое духовное Я, растрачивая силы на борьбу с собой, Вронским и жизнью. Она ревнует Алексея, чувствуя, как силы медленно покидают ее, прогова­ ривает за него слова, приносящие ей ужасные страдания, не может ничего противопоставить «странной силе зла», вовлекающей ее в борьбу, подменяющую любовь стремлением подчинить ближнего своей воле. Их внутреннее противостояние разрушает, казалось бы, незыблемость их взаимоотношений, и Анна ищет выход в смерти, ощущение кото­ рой буквально окутывает ее, поглощая душевные силы; «Вдруг тень ширмы заколебалась, захватила весь карниз, весь потолок, другие тени с другой стороны рванулись ей навстречу; на мгновение тени сбежали, но потом с новой быстротой надвинулись, поколебались, слились, и все стало темно. “Смерть!” — подумала она» (19, 331). Запутав­ шись и не найдя спасения, героиня обвиняет всех в своей катастрофе, оправдывая себя. Уклонившись в душевном движении к греху и пре­ ступив нравственный закон жизни, Анна пришла к своей последней «правде»: «Зачем эти церкви, этот звон и эта ложь? Только чтобы скрыть, что мы все ненавидим друг друга. Левин оворит: он хочет меня оставить без рубашки, а я его. Вот это правда!» Гибель героини, в отличие от Левина, чей путь к духовному освобождению типологи­ чен воскресению Онегина [14], видевшей в церкви продолжение по­ рочного мира, окружающего ее, освещена светом обращения к Твор­ цу, но, пытаясь соверш и ть внутренний прорыв к гармонии миропонимания и личному счастью, закономерно ступившей на путь порока, за что мгновенно следует наказание. Логика судеб героев романа «Анна Каренина» вскрывает законо­ мерность их нравственных итогов. Толстому важно художественно выя­ вить истоки трагизма жизни в нравственной неукорененности человека. Поэтому важнее для него связь с распадающимся миром, спасающая от гибели Стиву, Кити, Каренина и одухотворившего свой быт Левина, чем разрыв каких бы то ни было отношений с ним, итогом чего и стано­ вится такое неотвратимое возмездие, как смерть Анны. Ыые Толстовские чтения. Часть 1 XXIX Ме-Л 6 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=