ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
жизни, переживая те же ощущения, что и Левин, испытав разрушения первооснов жизни: «Честолюбие? Серпуховской? Свет? Двор? Ни на чем он не мог остановиться. Все это имело смысл прежде, но теперь ничего этого рке не было» (18, 439). Как и Константин, он видит спасение в смерти, нап ол н яю щ ей хоть каким-то содержанием его существование, однако само убийство оказывается неудачным, и движение Анны, завершившей еще один фазис своего душевного развития, преломится в игнорировании судьбы Се режи и отъезде за границу за своим же счастьем. При всем видимом различии жизненных путей Карениной и Леви на, очевидно, что оба они в своем движении устремлены к переустрой ству бытового пространства, оба мечутся в поисках опоры и переживают нравственный кризис, связанный с трагическими моментами духовной биографии: у Левина — разрыв с Кити, смерть брата; у Анны — встреча с Вронским и разлад с мркем. Конечно, Константин не переживает со стояние двоения, как Каренина, но эквивалентом внутреннего падения может стать стремление принизить себя в глазах Кити в момент свадьбы, когда, следуя традиции, жених и невеста должны быть равны между собой и перед Богом. Таким образом, пути героев по-прежнему устрем лены в одном направлении, однако они постепенно расходятся, рслоня- ясь к добру и греху, ибо «для главной героини романа бунт охватывал все ее жизненное пространство, для Левина же он находился в области рас судка, а в области души шел своим ходом процесс постижения “несом ненного смысла добра” , согласно которому, собственно, тот жил еще раньше и продолжал жить после» [13]. Предстоящая свадьба открывает Левину перспективу счастья и об ретения веры, однако ни говенье, ни молитва не рассеивают сомнений, не побуждают к новому решению проблемы самоопределения. Пережив волнительные минуты венчания, впоследствии он ощущает неудовлетво ренность от семейной ж и з н и : ссоры, новый жизненный уклад отдаляли жизнь, которую он вел, от идеала. Смерть брата подталкивает Левина к активизации поисков правды жизни и вызывает в его душе чувство за висти к беспомощному и смертельно больному Николаю, оказавшемуся нравственно богаче и выше Константина, ибо, находясь между жизнью и смертью, он сумел заглянуть за отведенный человеку предел: «Если было у него чувство к брату теперь, то скорее зависть за то знание, которое имеет теперь умирающий, но которого он не может иметь» (19, 71). Его охватывало ощущение безысходности, поскольку, внутренне настроив шись на постижение смысла человеческого существования, он чувствовал, Художественный мир Л. Н. Толстого 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=