ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

жизни, переживая те же ощущения, что и Левин, испытав разрушения первооснов жизни: «Честолюбие? Серпуховской? Свет? Двор? Ни на чем он не мог остановиться. Все это имело смысл прежде, но теперь ничего этого рке не было» (18, 439). Как и Константин, он видит спасение в смерти, нап ол н яю щ ей хоть каким-то содержанием его существование, однако само­ убийство оказывается неудачным, и движение Анны, завершившей еще один фазис своего душевного развития, преломится в игнорировании судьбы Се­ режи и отъезде за границу за своим же счастьем. При всем видимом различии жизненных путей Карениной и Леви­ на, очевидно, что оба они в своем движении устремлены к переустрой­ ству бытового пространства, оба мечутся в поисках опоры и переживают нравственный кризис, связанный с трагическими моментами духовной биографии: у Левина — разрыв с Кити, смерть брата; у Анны — встреча с Вронским и разлад с мркем. Конечно, Константин не переживает со­ стояние двоения, как Каренина, но эквивалентом внутреннего падения может стать стремление принизить себя в глазах Кити в момент свадьбы, когда, следуя традиции, жених и невеста должны быть равны между собой и перед Богом. Таким образом, пути героев по-прежнему устрем­ лены в одном направлении, однако они постепенно расходятся, рслоня- ясь к добру и греху, ибо «для главной героини романа бунт охватывал все ее жизненное пространство, для Левина же он находился в области рас­ судка, а в области души шел своим ходом процесс постижения “несом­ ненного смысла добра” , согласно которому, собственно, тот жил еще раньше и продолжал жить после» [13]. Предстоящая свадьба открывает Левину перспективу счастья и об­ ретения веры, однако ни говенье, ни молитва не рассеивают сомнений, не побуждают к новому решению проблемы самоопределения. Пережив волнительные минуты венчания, впоследствии он ощущает неудовлетво­ ренность от семейной ж и з н и : ссоры, новый жизненный уклад отдаляли жизнь, которую он вел, от идеала. Смерть брата подталкивает Левина к активизации поисков правды жизни и вызывает в его душе чувство за­ висти к беспомощному и смертельно больному Николаю, оказавшемуся нравственно богаче и выше Константина, ибо, находясь между жизнью и смертью, он сумел заглянуть за отведенный человеку предел: «Если было у него чувство к брату теперь, то скорее зависть за то знание, которое имеет теперь умирающий, но которого он не может иметь» (19, 71). Его охватывало ощущение безысходности, поскольку, внутренне настроив­ шись на постижение смысла человеческого существования, он чувствовал, Художественный мир Л. Н. Толстого 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=