ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 И к Анне, и к Вронскому при первой их близости приходит ощуще ние того, что путь, выбранный ими без любви, трагичен. Очевидно, что Анна, вырываясь из безжизненности отношений с мркем и бессмыслен ного существования в свете, ожидала именно с Вронским найти страстно желаемое ею счастье, однако вместо него ее сознание отвечает лишь чувством стыда, что свидетельствует о том, что в ней иногда прорывалась одухотворенная прелесть прежней Анны. Счастье оказалось недостижи мым, а его ожидание превратилось в разъедающую ее двойственность, борьбу нравственных начал и желания внутренней свободы, поэтому ее счастье приобретает уродливые формы — благодать обретается на пе ресечении судеб Вронского и Каренина с ее судьбой: «Ей снилось, что оба вместе были ее мужья, что оба расточали ей свои ласки. Алексей Александрович плакал, целуя ее руки, и говорил: как хорошо теперь! И Алексей Вронский был тут же, и он был также ее мрк. И она, удивляясь тому, что прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что это гораздо проще и что они оба теперь довольны и счастливы» (18 ,159). Любовь, лишенная одухотворенности, заставляет Вронского, представшего в образе убийцы их чувств, пережить чувство стыда, которое, однако, им подавляется готовностью пользоваться тем, что он обрел в отношениях с Анной. Таким образом, страстность натуры Анны, актуализированная прорывом в ситуации нравственного бунта к пределам внутреннего про странства повествования, т. е. жизни, не есть объяснение рслонения героини в своем движении к греху, ибо «страсть не нравственна и не безнравственна: морален или аморален выбор пути» [10], в чем, по мне нию Т. Горичевой, беда, а не вина Карениной [11]. Итогом выхода Левина за рамки бытового пространства стало стремление к обретению смысла жизни в связи с не утихающей в душе болью после отказа Кити. Он, как и Каренина, оказался в ситуации, когда ставка, сделанная им, не принесла ожидаемого успеха, и он вы нужден искать новые формы самовыражения. Левин находит их в хозяйстве, теоретически осмысленном, но прак тически не освоенном им. Это совершенно новая для него действитель ность, открывшаяся во всей своей многогранности, вовлекая его в пере живания новых ощущений, что, казалось бы, должно было дать ему искомое успокоение. Однако Левин неожиданно разочаровывается в выб ранном им пути, ибо ночь, проведенная на копне сена, изменила «его взгляд на хозяйство, что он не мог уже никак находить в нем прежнего интереса» (18, 339). Вновь состояние временной укорененности сменяется 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=