ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
сначала» (19, 182). Показательно, что Облонская так и не решается на бунт и не повторяет пути Анны, ибо у Стивы, в отличие от Каренина, жизнь представлена все же не только как мертвая форма, но в чем-то и живая система, которая вовлекает в свои пределы и Долли. Отсюда резкое противопоставление образов в финале романа: обе, по сути, так и не находят себя в любви, однако если Облонская преисполнена радос ти жизни, то Анна словно медленно угасает. Показательно и то, что в сцене встречи с мркем на вокзале Анна не узнает только его, отдавая себе отчет в своих поступках и действиях, а после отъезда Вронского в финале своего пути она рке не узнает в зеркале себя, и все это подчер кивает, что процесс внутреннего разложения затронул и внешний облик: «...она была причесана и не могла вспомнить, когда она это делала. “ Кто это?” — думала она, глядя в зеркало на воспаленное лицо со странно блестящими глазами, испуганно смотревшими на нее. “Да это я ” вдруг поняла она» (19, 334—335). Прорыв сознания героини за границы бытового пространства про исходит при непосредственном участии Вронского, который внутренне близок ей, той Анне, которая решилась на нравственный бунт. Их объе диняет неудовлетворенность, чувство внутреннего голода, вызванные к жизни нравственной неукорененностью героев, что обозначает при всей их душевной опустошенности перспективу духовных блужданий и метаний, чем и будет отмечена их совместная жизнь. Если Анна от крыто декларирует разрыв своих связей с миром в разговоре с Вронским: «...я — как голодный человек, которому дали есть» (18, 200), то авторс кая характеристика Вронского вскрывает глубину его несостоятельности, которую он — блестящий офицер — вначале будет прикрывать службой, а затем отношениями с Карениной: «и как голодное животное хватает всякий попадающийся предмет, надеясь найти в нем пищу, так и Врон ский совершенно бессознательно хватался то за политику, то за новые книги, то за картиньр> (19, 32). После встречи с Анной в его душе рождается чувство самолюбования и усиливается ощущение своей ис ключительности, поскольку в его понимании победа над Анной была одержана не чувствами, но его волей. Поэтому любовь в его душе подме няется эгоизмом, а значит, природа его отношений с Карениной будет бесстрастной: «Он чувствовал себя царем не потому, что он верил, что произвел впечатление на Анну, он еще не верил этому,— но потому, что впечатление, которое она произвела на него, давало ему счастье и гордость» (18, 111). Художественный пир Л. Н. Толстого 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=