ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

сначала» (19, 182). Показательно, что Облонская так и не решается на бунт и не повторяет пути Анны, ибо у Стивы, в отличие от Каренина, жизнь представлена все же не только как мертвая форма, но в чем-то и живая система, которая вовлекает в свои пределы и Долли. Отсюда резкое противопоставление образов в финале романа: обе, по сути, так и не находят себя в любви, однако если Облонская преисполнена радос­ ти жизни, то Анна словно медленно угасает. Показательно и то, что в сцене встречи с мркем на вокзале Анна не узнает только его, отдавая себе отчет в своих поступках и действиях, а после отъезда Вронского в финале своего пути она рке не узнает в зеркале себя, и все это подчер­ кивает, что процесс внутреннего разложения затронул и внешний облик: «...она была причесана и не могла вспомнить, когда она это делала. “ Кто это?” — думала она, глядя в зеркало на воспаленное лицо со странно блестящими глазами, испуганно смотревшими на нее. “Да это я ” вдруг поняла она» (19, 334—335). Прорыв сознания героини за границы бытового пространства про­ исходит при непосредственном участии Вронского, который внутренне близок ей, той Анне, которая решилась на нравственный бунт. Их объе­ диняет неудовлетворенность, чувство внутреннего голода, вызванные к жизни нравственной неукорененностью героев, что обозначает при всей их душевной опустошенности перспективу духовных блужданий и метаний, чем и будет отмечена их совместная жизнь. Если Анна от­ крыто декларирует разрыв своих связей с миром в разговоре с Вронским: «...я — как голодный человек, которому дали есть» (18, 200), то авторс­ кая характеристика Вронского вскрывает глубину его несостоятельности, которую он — блестящий офицер — вначале будет прикрывать службой, а затем отношениями с Карениной: «и как голодное животное хватает всякий попадающийся предмет, надеясь найти в нем пищу, так и Врон­ ский совершенно бессознательно хватался то за политику, то за новые книги, то за картиньр> (19, 32). После встречи с Анной в его душе рождается чувство самолюбования и усиливается ощущение своей ис­ ключительности, поскольку в его понимании победа над Анной была одержана не чувствами, но его волей. Поэтому любовь в его душе подме­ няется эгоизмом, а значит, природа его отношений с Карениной будет бесстрастной: «Он чувствовал себя царем не потому, что он верил, что произвел впечатление на Анну, он еще не верил этому,— но потому, что впечатление, которое она произвела на него, давало ему счастье и гордость» (18, 111). Художественный пир Л. Н. Толстого 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=