ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого 1'tC L личного спасения, то Левин на протяжении всего повествования будет приближаться к ответу на него, истинная глубина которого откроется ему лишь в итоге духовных исканий. Константин олицетворяет собой исконно русские представления о человеке и мире, поэтому он, как но­ ситель правды жизни, которую постигает интуитивно, не принимает француженку как представительницу иной духовной культуры, антино- мичной соборной, чувствуя отвращение к ней: «Левин же только оттого не выпил водки, что ему оскорбительна была эта француженка, вся со­ ставленная, казалось, из чрких волос, рисовой пудры и туалетного уксу­ са» (18, 37). Для него любовь к Кити открывает перспективу внутренне­ го совершенствования светом, охватившим его и поднимающим на новую нравственную высоту, освобожденную от суетной обыденности, а пото­ му чувство было оберегаемо им: «Он боялся запачкать то, что переполня­ ло его душу» (18, 39). Однако и в нем Кити замечает нечто чужеродное, приближающее его к Анне своим духовным несовершенством: «Вы все, кажется, делаете со страстью...» (18, 33). Отказ Кити заставит Левина переосмыслить направление движения своей жизни, ибо мечты об идиллии, неосуществленные вследствие увле­ чения Кити Вронским, сначала будут мучить его, а затем в его судьбе останется тяготившая его пустота. Не случайно он уезжает в деревню, надеясь там вернуть утраченную ясность сознания, приобщившись к ис­ токам в родительском доме: «Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Левина казалась идеа­ лом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своей семьей» (18, 101). В связи с неукорененностью судьбы и нравственными метаниями Левин оказывается близок Печорину и Ру- дину в своем желании преодолеть несовершенство жизни. Однако если герои Лермонтова и Тургенева, уходя от порочной действительности, пытаются все же утвердиться в ней, подчинив ее своей воле, то Левин, движимый жаждой добра, преодолевает ограниченность бытового про­ странства, устремляясь в своих поисках истины к пределам внутренне­ го пространства повествования: «...Герои Тургенева предстают уже с найденной идеей, и основу их сюжета составляет попытка практически Осуществить ее и испытать свои возможности. < ...> Толстовские герои переживают душевную драму из-за утраты смысла жизни» [6]. Анна, застигнутая снежной бурей на пути домой, ужас которой ей «показался... прекрасен» (18, 109), сближается с Вронским, открывая свою д уш у стихии и отдаваясь течению жизни. Нахлынувшие чувства 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=