ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
на даче», оказавшего существенное влияние на формирование замысла «благодаря божественному Пушкину» [4], ибо поэтическое простран ство стихотворения «Бесы», в котором атмосфера неукорененности и беспомощности в ситуации вовлечения лирического героя в стихию соблазнов и искушений, вербально выраженная в формуле «Хоть убей, следа не видно; Сбились мы», типологична жизненной неустроенности героев произведения Толстого, сущность которой реализуется в одной из его первых фраз: «Все смешалось в доме Облонских»,— поэтическое пространство перерастает свои границы и трансформируется в простран ство романное. И если лирический герой Пушкина рке утратил просвет ленность и гармонию мировосприятия, то характеры, созданные Тол стым, в своем стремлении обрести смысл жизни в начале повествования гипотетически могут прийти к тем же нравственным итогам. Анна, пре одолевая ограниченность безжизненных форм окрркающей ее действи тельности, так и не смогла ничего противопоставить внутренним проти воречиям и, запутавшись окончательно, находит мнимое спасение в смерти. Левин, также находившийся на грани самоубийства, совершает духов ный порыв в экзистенциальные сферы, обретая недостижимую для героя стихотворения «Бесы» духовную высоту. Повествование организуется двумя концептами, заявленными в начале романа: эпиграфом «Мне отмщение и Аз воздам» и «Все смешалось в доме Облонских», ибо именно эти концепты выстраива ют сюжетную логику, объединяя внешне не связанные картины в мо заику, определяя движение к реализации данных установок в судьбах героев; выполняют функцию связующих звеньев, соединяя картины душевной жизни героев между собой: их духовные тупики и нрав ственные просветления, взаимообусловленность внутренних падений и движений к свету истины, делая итоги жизненных исканий главных героев фактом читательского сознания посредством вычленения ос новных этапов духовного пути на уровне сознания героя и воплоще ния в объективной действительности в тексте, что отражено символи ческим подтекстом повествования. Поэтому уже в начале романа Толстой ставит перед своими героями задачи преодолеть неясность и размытость жизненных форм, выйти на надиндивидуальный уро вень познания мира, освободившись из оков порочной действительно сти, обретя духовную свободу. Но путь к реализации цели есть блуж дание, и уклонившегося в своем движении к злу человека ждет закономерное воздаяние. __________________ Художественный мир Л. Н. Толстого _ 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=