ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 М. Ю. Белянин Липецк ЛОГИКА СУДЕБ ГЕРОЕВ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО АННА КАРЕНИНА»: ЛЕВИН И АННА После романа «Война и мир>, в котором А. Н. Толстой осмысливает логику становления человека в переломный момент русской истории, появ ление романа «Анна Каренина» стало опытом освоения кризиса 70-х годов XIX столетия. Нравственный кризис, проявившийся в неспособности чело века различать добро и зло, художественно осмысливается Толстым в роман ном повествовании, которое проникнуто особым эффектом жизнеподобия. Поэтому герои «Анны Карениной» формируются объективной реальнос тью, в отрыве от которой при восприятии романа они понимаются лишь как итог переживаний художником и мыслителем трагической неустроен ности Бытия, что сводит освоение художественного содержания к уяснению его морализаторского пафоса. На то, что создание Толстым характеров обус ловлено неустроенностью жизни, указывал еще и Э. Г. Бабаев: «Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе очень рельефно и отчетливо» [1]. Отсутствие в науке устоявшейся точки зрения на художественное своеобразие романа и его нравственно-философское содержание не по зволяет в силу разброса суждений о его проблематике представить текст как художественное целое, ибо различие целостных установок исследова телей определяет неоднозначность выводов о функционировании тех или иных образов или о символике сцен, которые прочитываются в отрыве от духовного смысла произведения и истолковываются в соответствии с субъективными представлениями толстоведов [2]. Связь с пушкинской традицией [3] в «Анне Карениной» не огра ничивается впечатлением от прочитанного Толстым отрывка «Гости 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=