ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

проигнорировал повесть, как и большинство талантливых критиков, ис­ ключая А. Григорьева [25] ): слишком силен был стереотип произведе­ ния, чркдого «прогрессивным» веяниям и рожденного под влиянием концепции «искусство для искусства». Инерция восприятия и в советс­ кое время была так сильна, что в предисловии к 60-му тому Юбилейного собрания сочинений С. Бычков, доказывавший, что «продолжавшееся обхцение Толстого с «триумвиратом» приводило его все к новым и но­ вым творческим срывам и неудачам», грешит против правды, утверждая, что рожденные под их влиянием произведения («Юность», «Семейное счастие», «Альберт») были «естественно, с радостью» встречены В. Бот­ киным [26]. «Альберт» именно Боткину и не понравился. Это лишний раз доказывает, что дело не только в противоборстве партий, когда толь­ ко из солидарности, близости во взглядах, поддерживают те или иные произведения. И все же шансы «Альберта» на успех были бы, несомнен­ но, выше, если бы за ним стояла идеологическая поддержка кружка. И вот четвертое условие возможного общественного резонанса «Аль­ берта»: в нем должны были быть сильнее подчеркнуты «прогрессивные убеждения» автора. Вообще «убеждения» были в ту эпоху ключевым понятием. По словам Эйхенбаума, оно имело в середине XIX в. ту же силу, что в конце XIX в. «мировоззрение», а в начале XX в. —«идеология» [27]. «Иметь убеждения» означало демонстрировать свою принадлеж­ ность к группе передовых людей, иметь среди них «репутацию» и поддержку. О Толстом же Чернышевский писал в апреле 1857 г. А. С. Зеленому: «Толстой., до сих пор по своим понятиям был очень диким человеком» [28]. Подводя итоги сказанному, предположим совпадение всех четырех условий иного, более адекватного восприятия «Альберта» в 1858 г.: а) Толстой стремится не разрушать уже сложившийся образ (имидж) себя как автора и оставляет в повести самые «толстовские» ее моменты; б) эпоха подготовила слой читателей, способных эстетически на­ слаждаться нарочито не проясненными, недосказанными произведения­ ми (такие читатели, кстати, могли быть воспитаны на романтизме); в) читатели и критика взглянули непредубежденно, но с высоты сво­ его опыта на затронутую проблематику (тогда они увидели бы в Альберте человека, страдающего не только от отсутствия водки, но и от желания постороннего навязать ему свой стиль жизни); г) Толстой делает акцент на наличии в повести «прогрессивной» проблематики (кроме рассмотренных нами мотивов «маленького XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 48

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=