ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

был особенно чуток к проблеме воздействия, неосторожного вмешатель­ ства во внутреннюю жизнь. В «Семейном счастии» того же периода неоднократно приводятся размышления главной героини о том, что чрез­ мерная уверенность других в ее реакции кажется «как будто оскорби­ тельна», так как отнимает у нее свободу выбора поступка. А следующая цитата из Записной книжки Толстого от 3 декабря 1856 г. и вовсе крас­ норечиво показывает его отношение к данному вопросу: «Избави Бог действовать [на него (другого человека)] прямо, как разбить куколку червяка и оставить его голого, а надо кормить червяка, чтобы он вырос из куколки и сам сбросил ее, когда он рк е бабочка». Итак, третья причина — кажущаяся неактуальность поднятых Толстым тем в обществе, занятом другими проблемами (например, ос­ вобождением крестьян). В этом смысле прав Н. Носков в своем утверж­ дении, что «Альберт» был «не по времени» [21]. Но примечательно, что и тогда актуальная, большая общественная проблематика, на отсутствие которой в повести пеняли Толстому от со­ временных ему критиков до советских, в «Альберте» содержалась. С од­ ной стороны, Альберт — «маленький человек» со всеми атрибутами по­ этики натуральной школы (Н. К. Гей [22], И. Пруцков [23] ). То есть он не только гениальный музыкант, но и грязный, опустившийся, поте­ рявшийся в действительности человек, каким его и воспринимают окру­ жающие. С другой стороны, Делесов с его навязчивым благодетельством и «пошлым филантропизмом», неумением делать добро тактично и не рефлексируя каждую минуту, действительно ли этот поступок его возвы­ шает,— типичный дворянин своего времени. Странно, что критика, ос­ лепленная ненавистью к «чистому искусству» и всему, что с ним связано, не заметила этот близкий себе мотив. В подобном ключе об «Альберте» стали писать лишь на рубеже XIX—XX вв., например, А. Скабичевский и А. Измайлов [24]. Последний пишет: «Посмотрите, как они <дворя- не> неумело хозяйничают («Утро помещика»), как жалки и бестолковы даже в благородном порыве и протесте («Альберт»), как оторваны от живого нерва народной жизни». В то время этот пафос мог быть воспринят не менее, чем, скажем, пафос статьи Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», посвященной «Асе» (1858), «ровес­ нице» «Альберта». Быть может, если бы появление «Альберта» было встре­ чено столь же сильной статьей, судьба повести сложилась бы иначе. Однако трудно себе представить, чтобы Н. Г. Чернышевский ответил на «Альберта» не разгромной статьей (в действительности он вообще ____________________Художественный мир Л. Н. Толстого 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=