ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
был особенно чуток к проблеме воздействия, неосторожного вмешатель ства во внутреннюю жизнь. В «Семейном счастии» того же периода неоднократно приводятся размышления главной героини о том, что чрез мерная уверенность других в ее реакции кажется «как будто оскорби тельна», так как отнимает у нее свободу выбора поступка. А следующая цитата из Записной книжки Толстого от 3 декабря 1856 г. и вовсе крас норечиво показывает его отношение к данному вопросу: «Избави Бог действовать [на него (другого человека)] прямо, как разбить куколку червяка и оставить его голого, а надо кормить червяка, чтобы он вырос из куколки и сам сбросил ее, когда он рк е бабочка». Итак, третья причина — кажущаяся неактуальность поднятых Толстым тем в обществе, занятом другими проблемами (например, ос вобождением крестьян). В этом смысле прав Н. Носков в своем утверж дении, что «Альберт» был «не по времени» [21]. Но примечательно, что и тогда актуальная, большая общественная проблематика, на отсутствие которой в повести пеняли Толстому от со временных ему критиков до советских, в «Альберте» содержалась. С од ной стороны, Альберт — «маленький человек» со всеми атрибутами по этики натуральной школы (Н. К. Гей [22], И. Пруцков [23] ). То есть он не только гениальный музыкант, но и грязный, опустившийся, поте рявшийся в действительности человек, каким его и воспринимают окру жающие. С другой стороны, Делесов с его навязчивым благодетельством и «пошлым филантропизмом», неумением делать добро тактично и не рефлексируя каждую минуту, действительно ли этот поступок его возвы шает,— типичный дворянин своего времени. Странно, что критика, ос лепленная ненавистью к «чистому искусству» и всему, что с ним связано, не заметила этот близкий себе мотив. В подобном ключе об «Альберте» стали писать лишь на рубеже XIX—XX вв., например, А. Скабичевский и А. Измайлов [24]. Последний пишет: «Посмотрите, как они <дворя- не> неумело хозяйничают («Утро помещика»), как жалки и бестолковы даже в благородном порыве и протесте («Альберт»), как оторваны от живого нерва народной жизни». В то время этот пафос мог быть воспринят не менее, чем, скажем, пафос статьи Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», посвященной «Асе» (1858), «ровес нице» «Альберта». Быть может, если бы появление «Альберта» было встре чено столь же сильной статьей, судьба повести сложилась бы иначе. Однако трудно себе представить, чтобы Н. Г. Чернышевский ответил на «Альберта» не разгромной статьей (в действительности он вообще ____________________Художественный мир Л. Н. Толстого 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=