ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир А. Н. Толстого 111>•=-'— Вернемся к балу, где танцуют Делесов и Лизанька. Ощущения пер­ вого очень типичны для героев Толстого. Это чувство молодого здорового а р и с т о к р а т а , который уверен, что все в мире — лишь для него и нет вещи, которой он не способен совершить. Того же качества размышле­ ния Делесова из главы 4 последней редакции: «Право, я не совсем дур­ ной человек; даже совсем недурной человек,— подумал он.— Даже очень х о р о ш и й человек, как сравню себя, с другими» [5]. Американский иссле­ дователь Дж. Бейли определяет эту черту толстовских героев как «само­ д о во л ьство » и считает ее основополагающей в их характеристике, подоб­ но тому как для героев Достоевского это «надрыв» [6]. В главе 9 третьей редакции «Альберта» аналогичное состояние Де­ лесова, восклицающего среди весеннего города «Отлично можно жить!», противопоставляется ощущениям преследуемого жестокими мальчишка­ ми Альберта и его фразе «скверная жизнь». Позже цветущая весна будет выбрана как явный контраст человеческой жестокости и несправедливо­ сти в начале «Воскресения», а Б. Эйхенбаум и В. Днепров сочтут прин­ цип сходства и контраста основным у Толстого [7]. Но в окончательном варианте текста эта противопоставленность счастливого Делесова несчастному Альберту отсутствует, что дает осно­ вания другому исследователю, В. В. Вересаеву [8], для других глобаль­ ных обобщений. Он приводит пример с «Альбертом» в доказательство тому, что у Толстого все герои наделены особым даром — даром быть счастливыми. В финале благовест «повторяет» об Альберте: «Он луч­ ший и счастливейший», а у Достоевского, по словам Вересаева, было бы «он лучший и несчастнейший». Продолжая тему важнейших характеристик толстовского творчества в целом, заметим, что Д. С. Мережковский называл Толстого «ясновидцем плоти» [9] (снова в сопоставлении с Достоевским, «ясновидцем духа»). И в «Альберте», несмотря на его максимально «нематериальную», эстети- ко-этическую тематику («талант и его воздействие на людей» [10] ), плоть очень активна. Так, при описании состояния Делесова во время игры Аль­ берта важно именно то, что первым отреагировало его тело: «Делесов испытывал непривычное чувство. Какой-то холодный круг, то суживаясь, то расширяясь, сжимал его голову. Корни волос становились чувствитель­ ны» мороз пробегал вверх по спине, что-то, все выше и выше подступая к ГОРЛУ, как тоненькими иголками кололо в носу и небе, и слезы незаметно мочили ему щеки» (5, 31). По воспоминаниям С. Л. Толстого, те же 01Цущения испытывал под влиянием музыки его отец —Лев Николаевич. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=