ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Художественный мир А. Н. Толстого Е. Ю. Фатюшина Москва НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ ПОВЕСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО «Альберт» — одно из самых необычных толстовских произведений. Появление в 1858 г. повести о судьбе и таланте деградировавшего гения- музыканта было неожиданностью для читателей, а судьба «Альберта» стала неожиданностью для самого Толстого, посвятившего повести год «исклю чительного труда» (письмо Н. А. Некрасову от 18 декабря 1857 г.). Ее ждал сокрушительный провал: Некрасов долго категорически отказы вался печатать; сотрудники «Современника» недоумевали, как из-под пера Толстого могла выйти «такая вехць»; из четырех откликов на только что вышедшую повесть три [1] — резко отрицательные... Почти никто не заметил в повести оригинального, жизнеспособно го, того, что, с одной стороны, проявилось потом в позднейших толсто вских произведениях, а с другой — могло вызвать резонанс если не в конце 50-х годов XIX в., то позже. Видимо, отсутствовали условия акту ализации этих удачных, потенциально успешных моментов повести. По пробуем их обозначить. В первую очередь, подчеркнем использование в «Альберте» чисто толстовских приемов, удачно эксплуатируемых им потом. В начале первой редакции повести был использован очень сильный прием: эффект начала с середины диалога: «Оттого что ежели бы оно было бессознательно, то не стоило бы никакого труда,—договаривал один из пятерых, высокий молодой человек в шляпе, кашне и пальто с бобро- ым воротником». Ретроспективно это связано с незаконченными про изведениями А. С. Пушкина «Гости съезжались на дачу...» и «Мы прово дили вечер на даче...» (М. А. Можарова), а потом реализовалось 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=