ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

[3]. К сожалению, чувство стыда за совершенные поступки еще слиш­ ком смутно ощущается Николенькой, лишь позднее, вспоминая этот слу­ чай, он испытывает стыд за «темные пятна на страницах моих детских воспоминаний». Второй пример переживания эмоции стыда и смущения — случай с перчаткой (хотелось бы заметить, что смущение и стыд —родственные эмоции, поэтому многие синонимические словари считают слова «сты­ диться» и «смущаться» (стесняться) синонимами. Сама по себе эта си­ туация не является серьезной, но Николенька страдает от неизвестно­ сти, не зная о мнении, которое о нем составили окрркающие; как только мнение это ясно выражено — страдание прекращается. Ядром эмоции является ощущение беззащитности (когда бабушка держит его за руку) и ситуации социального взаимодействия (смех гостей, Сонеч­ ки, сближение с ней ). Таким образом, эмоция стыда формирует характер ребенка в про­ цессе освоения им социальных норм. Толстой специально рассматривает концепт стыда в контекстах, раскрывающих такие особенности пережи­ вания эмоции, которые недоступны при стандартном понимании значе­ ния этого концепта. Именно в этом заключается индивидуальность и своеобразие творческого замысла писателя. Примечания 1. Аскольдов С. А. Концепт и слово / / Рус. словесность: от теории словесности к структуре текста: Антол. / Под ред. В. П. Нерознака,—М.: ACADEMIA, 1 9 9 7 ,- С. 269. 2. Москвин В. П. Русская метафора: семантическая структура, фун­ кциональная классификация.— Волгоград: Перемена, 1997.— С. 67. 3. Толстой A. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд.— М.; А.: Гослитиздат, 1 9 2 8 - 1 9 5 8 .- Т. 1 ,- С. 61. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=