ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
[3]. К сожалению, чувство стыда за совершенные поступки еще слиш ком смутно ощущается Николенькой, лишь позднее, вспоминая этот слу чай, он испытывает стыд за «темные пятна на страницах моих детских воспоминаний». Второй пример переживания эмоции стыда и смущения — случай с перчаткой (хотелось бы заметить, что смущение и стыд —родственные эмоции, поэтому многие синонимические словари считают слова «сты диться» и «смущаться» (стесняться) синонимами. Сама по себе эта си туация не является серьезной, но Николенька страдает от неизвестно сти, не зная о мнении, которое о нем составили окрркающие; как только мнение это ясно выражено — страдание прекращается. Ядром эмоции является ощущение беззащитности (когда бабушка держит его за руку) и ситуации социального взаимодействия (смех гостей, Сонеч ки, сближение с ней ). Таким образом, эмоция стыда формирует характер ребенка в про цессе освоения им социальных норм. Толстой специально рассматривает концепт стыда в контекстах, раскрывающих такие особенности пережи вания эмоции, которые недоступны при стандартном понимании значе ния этого концепта. Именно в этом заключается индивидуальность и своеобразие творческого замысла писателя. Примечания 1. Аскольдов С. А. Концепт и слово / / Рус. словесность: от теории словесности к структуре текста: Антол. / Под ред. В. П. Нерознака,—М.: ACADEMIA, 1 9 9 7 ,- С. 269. 2. Москвин В. П. Русская метафора: семантическая структура, фун кциональная классификация.— Волгоград: Перемена, 1997.— С. 67. 3. Толстой A. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбил. изд.— М.; А.: Гослитиздат, 1 9 2 8 - 1 9 5 8 .- Т. 1 ,- С. 61. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=