ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого Отрочество. Юность», ценность которой заключается в том, что автор показывает нам мир ребенка, постепенно становящегося взрослым. Од­ ним из ярких эмоциональных проявлений процесса взросления личности является переживание ею чувства стыда. Концепт «стыд», на наш взгляд, занимает особое место в ряду куль­ турных концептов, являясь одной из опорных точек народного ментали­ тета, своеобразным ключевым понятием любой культуры, в том числе и русской. Нравственно-этическое переживание стыда является значи­ мым для носителей языка, не случайно данное понятие, «глубоко укоре­ нившееся в языке и культуре народа и потому являющееся диахроничес­ кой константой и в языке, и в культуре» [2], дает богатый материал для понимания литературных текстов. А в произведениях Толстого можно указать большое количество синонимов к слову «стыдиться», как-то: крас­ неть, совеститься, стесняться, смущаться, конфузиться. Л. Н. Толстой, подробно описывающий чувства Николеньки Иртенье- ва, уделяет особое внимание эмоции стыда. Известно, что писатель отличал­ ся точностью изображения душевных переживаний как мысленного, логи­ ческого, так и эмоционального типа. Постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира истин­ ному его содержанию. Мальчик начинает понимать, что люди, с которыми он общается, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замеча­ ет в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к окрркающим. Замечая и в себе проявление этих качеств, мальчик испытывает чувство стыда, как в случае со стихами. Николенька с детства начинает осознавать свой социальный статус и соответственно вырабатывает свою манеру поведения, на которую оп­ ределенное влияние оказывают эмоциональные «пороги», по-разному сложившиеся в зависимости от поощрения или ограничения того или иного типа поведения (эмоциональной свободы). Герой повести абсо­ лютно уверен в правоте своих действий, в том, что живет по законам светского общества, до тех пор, пока реальная ситуация не изменяет его представления о должном. Такие ситуации не вызывают стыда у обыч­ ных детей, но Толстой по-особому видит душевную динамику своего героя. Мальчик начинает понимать, что, издеваясь над Иленькой Грапом, его товарищи по игре поступили неправильно, но сам он еще не до конца осознает степень своей личной вины: «В эту минуту я не совсем был убежден, что все это смешно и весело... Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал..» 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=