ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 О. О. Путило Волгоград КОНЦЕПТ «СТЫДА» В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ» Одним из актуальных направлений современного филологического ис­ следования является «лингвистический концептуализм» (термин В. П. Не- рознака). Существуют различные дефиниции самого понятия «концепт»: так, например, С. А. Аскольдов определяет его как «мыслительное образова­ ние, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [1]. Концептуализация значительно об­ легчает общение людей друг с другом. Концепт является своего рода «эмб­ рионом» мыслительных операций, которые в своем раскрытии могли бы занять часы, дни, месяцы. Он позволяет кратко и доступно дать понятие человеку — без большой на то траты времени. Концепт отражает основные детали предмета, но сам таковым предметом не является. Выделяют два типа концептов: когнитивный и культурный. Нас более интересует культурный концепт, представляющий собой сочетание по­ нятий, представлений, чувств, эмоций, волевых проявлений с когнитив­ ным концептом. Связь элементов художественного концепта происхо­ дит на ассоциативном уровне, следовательно, число ассоциаций теоретически безгранично. Концепты познания представляют собой общности, в отличие от них концепты искусства представляют собой индивидуальности. Для более глубокого понимания творческого замысла писателя очень важно рассмотреть процесс осмысления автором конкретного концепта. В качестве материала для концептуального анализа нами взяты автобиогра­ фические произведения А. Н. Толстого, а именно его трилогия «Детство. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=