ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

склоняюсь пытливой мыслью к этому подлиннику, а именно — в обратное ничто-, так, туманное состояние младенца мне всегда кажется медленным выздоровлением после страшной болезни, удалением о т изначального небы­ тия,— становящимся приближением к нему, когда я напрягаю память до последней крайности, чтобы вкусить этой тьмы и воспользоваться ее урока­ ми ко вступлению во тьму будущую-, но ставя жизнь свою вверх ногами, так что рождение мое делается смертью, я не вижу на краю этого обратного умирания ничего такого, что соответствовало бы беспредельному ркасу, который, говорят, испытывает даже столетний старик перед положительной кончиной,— ничего, кроме разве упомянутых теней, которые, поднявшись откуда-то снизу, когда снимается, чтобы уйти, свеча..» («Дар>). Набоковский образ свечи связан с толстовским — в знаменитом финале седьмой части «Анны Карениной»: «И свеча , при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла». Толстовская метафора жизнь —книга становится у В. Набокова базовой и реализуется во всех его русских романах (см. подробнее об этом в [1] ). Так, в финале первого русского романа Набокова двойная метафора пере­ плет — скелет крыши и метафора, переходящая в сравнение, красныйломоть, похожий на большую книгу, представляют способ видеть объекты реального мира ( дом — книга) и (имплицитно) задают способ осмысления объектов мира ментального ( восполшнание — роман ( текст, книга) ), таким образом образ, роман реализуют два узуальных (терминологическое и нетерминоло­ гическое) значения (роллан (1) большое по объему повествовательное произведение и роман (2) —любовные отношения междумужчиной иженщи­ ной; образ (1) —внешний вид, облик и образ (2) —тип, характер, созданный писателем, художником), которые осложнены еще и значением текстовым (роман — процесс и результат воспоминаний; образ Машеньки — метони­ мически вся Россия Ганина, его юность, его любовь): «А за садиком строился дом. Он видел желтый, деревянный переплет,— скелет крыши,— кое-где рке заполненный черепицей. Работа, несмотря на ранний час, рке шла. На легком переплете в утреннем небе синели фигуры рабочих. Один двигался по самому хребту, легко и вольно, как будто собирался улететь. Золотом отливал на солнце деревянный переплет, и на нем двое других рабочих передавали третьему ломти черепицы. Они лежали навзничь, на одной линии, как на лестнице, и нижний поднимал наверх через голову красный ломоть, похожий на большую Творчество А.Н. Толстого’^ ^ s ' -бй/ _________________как предмет лингвистического изучения _l? L^*-~ 365

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=