ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Творчество Л. Н. Толстого ' tfi как предмет лингвистического изучения _1? Набокова к художественному творчеству Л. Н. Толстого целесообразнее рассматривать в рубрике «Набоков, который хвалит...». Л. Толстой, разу­ меется, не нуждается ни в чьих похвалах, даже в похвалах такою тонкого ценителя, как Набоков, но чтобы восстановить справедливость, обратимся к лекциям, посвященным творчеству Льва Толстого: «Толстой — непрев­ зойденный русский прозаик. < ...> Читая Тургенева, вы знаете, что это — Тургенев. Толстого вы читаете потому, что просто не можете остановиться» [4, 222]; «Поток Сознания, или Внутренний Монолог — способ изобра­ жения, изобретенный Толстым, русским писателем, задолго до Джеймса Джойса» [4, 263]; «Так в 80-е гг. в России не писал никто. Этот рассказ [«Смерть Ивана Ильича»] предвещает русский модернизм» [4, 310]; об «Анне Карениной» — «бессмертная» [4, 222]; «одна из величайших книг о любви в мировой литературе» [4, 230], «грандиозная» [4, 222] —о «Войне и мире» и т. д. Примеры можно продолжить, но дело, разумеется, не в похвалах, ра­ сточаемых В. Набоковым, и не в его критике, которая также имеет место в его лекциях, дело в другом: так же, как, по мысли Набокова, «отделить Толстого-проповедника от Толстого-художника невозможно» [4, 223], невозможно отделить и Набокова-критика от Набокова-художника, по­ этому труд Набокова-критика «Лев Толстой» является своеобразным путеводителем по пространству толстовских аллюзий в творениях Набо- кова-художника. Поясним, что мы имеем в виду: сцены, мотивы, образы, способы вы­ страивания персонажных линий, временная организация повествования, детально исследованные Набоковым в лекциях, посвященных «Анне Ка­ рениной» и «Смерти Ивана Ильича», имеют отношение и к творчеству самого Набокова. Приведем несколько примеров. Набоков комментирует сны: легкий, приятный сон Стивы Облонского и двойной кошмар Анны и Вронского. Автор устанавливает все составляющие сна Анны, опираясь на худо­ жественный метод Толстого, определяет его символическое значение, обильно цитирует Толстого: «Давно уж я видела этот сон. Я видела, что я вбежала в свою спальню, что мне нужно взять что-то, узнать что-то, ты знаешь, как это бывает во вне,— говорила она, с ужасом широко открывая глаза,— и в спальне, в углу стоит кто-то. < ...> И это что-то повернулось, и я вижу, что это мужик маленький с взъерошенною боро­ дой и страшный. Я хотела бежать, но он нагнулся над мешком и руками что-то копошится там. < ...> 363

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=