ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

как предмет лингвистического изучения Творчество А. Н. Толстого-' В. Г. Маслов Шуя ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Подбор фамилий, имен, отчеств и других названий и их использование в тех или иных антропонимических моделях-именах зависит от литера­ турного направления, жанра, содержания и идейно-тематического свое­ образия художественного произведения (напомним: имена-схемы типа Стародум, Правдин Фонвизина; Эраст, Айза Карамзина; Светлана Жуковского). В историко-литературном плане реализм Л. Толстого был, по словам В. И. Ленина, «шагом вперед в художественном развитии всего человечества» [1]. Новым же шагом было и антропонимическое обеспе­ чение толстовского реализма. В свое время М. Б. Храпченко отмечал, что «для Толстого не существовало деления на знаменитых “исторических” лиц и людей простых, обычных; он не испытывал чувства трепетного благоговения по отношению к прославленным историческим деятелям, но он не стремился и “ снижать” их. Все они для него прежде всего люди со всеми присущими им человеческими качествами — достоинствами и недостатками» [2]. Создавая или подбирая готовые фамилии для вымышленных персо­ нажей, Л. Н. Толстой ориентировался, с одной стороны, на фамилии ре­ альных исторических лиц, а с другой стороны, на ту реальную антропони- мию, которая в силу идейно-тематического содержания произведения находила отражение в именованиях не только конкретно-исторических деятелей, но и «придуманных» персонажей ( Волконский меняется на Волхонский, а затем — на Волконский, Толстой — на Ростов в «Войне 343

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=