ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Данный «эмоциональный слом» тем не менее психологически убеди­ телен и не предопределен роком (как в «Цыганах» ), а связан с особенностями характера и мировоззрения самого героя. Движение эмоциональных состо­ яний Оленина, выражаемых непосредственными лексическими средствами, позволяет сделать финальное разочарование Оленина вполне понятным для читателя: «Но Оленин уже не считался, как тогда (после отъезда из Москвы,— Д. Р.), сам с собою и не говорил себе, что все, что он думал и делал здесь, было не то. Он рке не обещал себе новой жизни. Он любил Марьянку больше, чем прежде, и знал теперь, что никогда не может быть любим ею» [5, 320]. Таким образом, изучение НЛХ эмоций, используемых Л. Н. Толстым и А. С. Пушкиным для характеристики внутреннего состояния их героев, позволяет сделать следующие выводы, дополняющие факты сопоставлений повести «Казаки» и поэмы «Цыганы», а также характеризующие роль непосредственной эмоциональной лексики в художественном тексте: 1. НЛХ эмоций создают отчетливые эмоциональные характеристики Алеко и Оленина: сходные изначальные эмоции (презрение к свету, же­ лание иной жизни), которые дают толчок прямо противоположному эмоциональному развитию (Оленин — счастье, радость; Алеко — тоска, страдание), приводят к идентичным эмоциям финала (разочарование, кру­ шение надежд). 2. Доминирующий эмоциональный тон «Цыган» в целом мрачен, а «Казаков» — светел. Причем эмоциональный тон «Цыган» устойчив, един, меняется лишь его насыщенность; тон «Казаков», наоборот, разно­ образен, максимален по набору составляющих эмоций. 3. Эмоциональный тон «Цыган» зиждется на контрастах, его раз­ витие представляет собой скачки от противоположности к противопо­ ложности в эмоциональном состоянии Алеко (это соответствует обще­ романтической «поэтике контраста»). Эмоциональный тон «Казаков» развивается поступательно, без рывков и скачков (он реалистичен в соот­ ветствии с литературным направлением). Эмоциональная динамика чувств Оленина психологически убедительна: от эмоций принятия, удовольствия, активности (в начале и середине повести) к эмоциям отталкивания, не­ удовольствия, пассивности, то есть «эмоциональному слому» (в финале). 4. Толстой повторяет узловые моменты эмоциональной динамики пушкинского героя, конкретные приемы его эмоциональной характеристики (например, контраст), эмоциональный тон финала, но всегда в противо­ положном (реалистическом) ключе. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 334

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=