ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Данный «эмоциональный слом» тем не менее психологически убеди телен и не предопределен роком (как в «Цыганах» ), а связан с особенностями характера и мировоззрения самого героя. Движение эмоциональных состо яний Оленина, выражаемых непосредственными лексическими средствами, позволяет сделать финальное разочарование Оленина вполне понятным для читателя: «Но Оленин уже не считался, как тогда (после отъезда из Москвы,— Д. Р.), сам с собою и не говорил себе, что все, что он думал и делал здесь, было не то. Он рке не обещал себе новой жизни. Он любил Марьянку больше, чем прежде, и знал теперь, что никогда не может быть любим ею» [5, 320]. Таким образом, изучение НЛХ эмоций, используемых Л. Н. Толстым и А. С. Пушкиным для характеристики внутреннего состояния их героев, позволяет сделать следующие выводы, дополняющие факты сопоставлений повести «Казаки» и поэмы «Цыганы», а также характеризующие роль непосредственной эмоциональной лексики в художественном тексте: 1. НЛХ эмоций создают отчетливые эмоциональные характеристики Алеко и Оленина: сходные изначальные эмоции (презрение к свету, же лание иной жизни), которые дают толчок прямо противоположному эмоциональному развитию (Оленин — счастье, радость; Алеко — тоска, страдание), приводят к идентичным эмоциям финала (разочарование, кру шение надежд). 2. Доминирующий эмоциональный тон «Цыган» в целом мрачен, а «Казаков» — светел. Причем эмоциональный тон «Цыган» устойчив, един, меняется лишь его насыщенность; тон «Казаков», наоборот, разно образен, максимален по набору составляющих эмоций. 3. Эмоциональный тон «Цыган» зиждется на контрастах, его раз витие представляет собой скачки от противоположности к противопо ложности в эмоциональном состоянии Алеко (это соответствует обще романтической «поэтике контраста»). Эмоциональный тон «Казаков» развивается поступательно, без рывков и скачков (он реалистичен в соот ветствии с литературным направлением). Эмоциональная динамика чувств Оленина психологически убедительна: от эмоций принятия, удовольствия, активности (в начале и середине повести) к эмоциям отталкивания, не удовольствия, пассивности, то есть «эмоциональному слому» (в финале). 4. Толстой повторяет узловые моменты эмоциональной динамики пушкинского героя, конкретные приемы его эмоциональной характеристики (например, контраст), эмоциональный тон финала, но всегда в противо положном (реалистическом) ключе. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 334
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=