ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

радости жизни... Жизнь его началась не так, как он ожидал, уезжая из Москвы, но неожиданно хорошо » [5, 207]. Причем можно предположить, что Толстой сознательно (а не чисто интуитивно) противопоставляет внутренние охцущения своего героя и пушкинского Алеко: в авторской характеристике эмоционального состояния наблюдается буквальное тек­ стовое совпадение с «Цыганами» — необъяснимость эмоций, их внешняя беспричинность (у Пушкина — «причину истолковать не смел», у Тол­ стого —«беспричинная»). Нужно отметить, что пушкинское «истолковать не смел» глубже по своему смысловому наполнению. Оно означает, что герой знал, почему его томит грусть, и просто боялся себе в этом при­ знаться: Алеко сомневается в том, что его мятежная, страстная душа успокоилась навсегда, он «тревожится» об уснувших страстях: «давно льг надолго ль усмирели?». Этим объясняется грусть Алеко. Однако внешне грусть беспричинна (как беспричинна радость Оленина): С ним черноокая Земфира, Теперь он вольный житель мира, И солнце весело над ним Полуденной красою блещет; Что ж сердце юноши трепещет? Какой заботой он томим? [2, 162]. То есть налицо сходство эмоциональных ситуаций и прямая проти­ воположность эмоций, возникающих в их условиях у героев. Значит, и на протяжении дальнейшего сюжетного хода «Цыган» и «Казаков» эмо­ циональный тон остается противоположным. Эмоциональная динамика «Цыган» предопределена изначально (это связано во многом с литературным направлением романтизма) неким фатумом, роком, довлеющим над Алеко. Предчувствие несчастья «зависа­ ет» с самого начала поэмы. Герой находится в плену романтического предопределения его судьбы (ключевое слово «Цыган» —«предчувствие»). Будучи романтическим героем, Алеко не способен к развитию, его характер статичен, ему не дано обретать, терять истину, прозревать. А. С. Пушкин создает для этого устойчивую отрицательную эмоциональную картину своего поэтического текста. В общем эмоциональный тон «Цыган» не меняется (несмотря на контрасты) — остается отрицательным (эмоции неудовольствия, отталкивания), колеблется лишь интенсивность этих эмо­ ций: они наиболее сильны в начале и в финале. Толстой же п ок азы вает XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 332

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=