ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир А.Н. Толстого -x i Тогда нужно и важно было общение с природой и прежде него жившими, мыслящими, чувствовавшими людьми (философия, поэзия)... Тогда женщина представлялась таинственным и прелестным, имен­ но этой таинственностью прелестным существом... Тогда не нужно было денег, и можно было не взять и третьей части того, что давала мать, можно было отказаться от имения отца и отдать его крестьянам». Но животное начало в Нехлюдове возобладало над божественным: «...теперь он был развращенный, утонченный эгоист, любящий только свое наслаждение. ...теперь все в этой жизни было просто и ясно и определялось теми условиями жизни, в которой он находился. ...теперь нркны и важны были человеческие учреждения и общение с товарищами. ...теперь значение женщины, всякой женщины, кроме своих семей­ ных и жен друзей, было очень определенное: женщина была одним из лучших орудий испытанного уже наслаждения. ...теперь же недоставало тех тысячи пятисот рублей в месяц, кото­ рые давала мать, и с ней бывали рке неприятные разговоры из-за денег». < ...> Тогда своим настоящим Я он считал свое духовное существо, теперь он считал собою свое здоровое, бодрое, животное Я» [7]. Для юности также характерен поиск своего места в жизни общества. «В известную пору молодости, после многих ошибок и увлечений, каждый человек обыкновенно становится в необходимость деятельного участия в общественной жизни, избирает какую-нибудь отрасль труда и посвящает себя ей» [8]. В произведениях 80—90-х годов на примерах жизни героев Л. Н. Толстой создает типологию юности. Позднышев («Крейцерова соната») избирает в юности свою цель, идеал жизни для него — счастливая семейная жизнь. И уже в юности делает неверные шаги, удаляющие его от этой цели: усваивает, подчиняясь общепринятому стандарту, взгляд на женщину не как на человека, а как на орудие наслаждения. «А ведь в этом-то и главная мерзость,— понимает впос­ ледствии Позднышев.— Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение» [9]. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=