ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

«Лес темнел, ветер сильнее и сильнее разыгрывался в вершинах ста­ рых поломанных деревьев. Какие-то большие птицы с визгом вились около гнезд этих деревьев... К гулу ветра присоединялся еще какой-то невеселый, однообразный гул. Вообще на душе становилось пасмурно... Ему стало так страшно, как никогда» [5, 246]; 2) вставные эпизодырассказов о прошлом, рисующие сходные эмоциональ­ ные ситуации: у Пушкина —рассказы старого цыгана об Овидии, о Мариуле; у Толстого — рассказы Брошки о своей жизни и жизни станицы; 3) историко-этнографический рассказ Толстого о казачестве в IV главе повести написан по тому же образцу, что и предисловие к поэме « Цыганы», в котором поэт говорит о судьбе этого народа. Пушкинское предисловие и рассказ Толстого строятся по одному типу: места расселения, происхожде­ ние, краткая история, род занятий мркчин и женхцин, особенности характе­ ра народа (ср.: [5, 175—179] и [2, 445—446] ). Связь здесь очевидна: даже если Толстой не читал проекта предисловия «Цыган», он вслед за Пушки­ ным стремился к точности воспроизведения быта и нравов описываемого народа. Толстой, бесспорно, знал, что Пушкин поделился с читателями личными наблюдениями за жизнью цыган, которых хорошо изучил во время пребыва­ ния в Молдавии. Это создало неповторимый колорит и подробность деталей «Цыган». Как и Пушкин, Толстой вложил в повесть собственные кавказские впечатления, из чего возник новый для него художественный стиль «Каза­ ков» —с обилием деталей, подробностей, эпической стихией бытования лю­ дей,— о котором он сообщал в известном письме к П. В. Анненкову 4 мая 1857 г.: «Дело в том, что эта субъективная поэзия искренности — вопроси­ тельная поэзия,— и опротивела мне немного и нейдет ни к задаче, ни к тому настроению, в котором я нахожусь. Я пустился в необъятную и твердую положительную, объективную сферу и ошалел: во-первых, по обилию пред­ метов, или, скорее, сторон предметов, которые мне представились, и по раз­ нообразию тонов, в которых можно выставлять эти предметы. Кажется мне, что копошится в этом хаосе смутное правило...» [6, 160]; 4) песни, передающие внутреннее состояние героев в данный момент, представляя некую ситуацию, аналогичную сюжетной: у Пушкина — песня Земфиры о старом и грозном муже и лирический эпизод « Птичка божия не знает...»; у Толстого — песня Лукашки «И з села было Измайлова» об «охотничке», не сумевшем удержать вольного «ясна сокола» (конец XXVII главы), песни девушек: «Из-за лесику, лесу темного...» о двух холостых молодцах-соперниках и девице и «Как за садом, за садом..» о сватаю­ щемся молодце (обе в главе XXXVIII). Творчество Л. Н. Толстого~г&1 _________________как предмет лингвистического изучения — 329

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=