ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

признаков эмоции: удовольствия и неудовольствия, принятия и отталки­ вания, активности и пассивности. Например: Я в волны моря, не бледнея, И беззащитного б толкнул; Внезапный ужас* (1 ) пробужденья Свирепым смехом упрекнул, И долго мне его паденья Смешон и сладок был бы гул [2, 174]. Слово «ужас» передает эмоцию неудовольствия, «смешон и сладок» — эмоцию удовольствия. Это одна из существенных черт романтизма как художественного метода. Б. Т. Удодов называет подобные явления в поэме М. Ю. Лермон­ това «Мцыри» «поэтикой контраста» [7, 47]. Можно утверждать, что контраст в романтическом произведении затрагивает явления не только чисто литературные (пейзаж, портрет, элементы композиции), как пишет профессор Удодов, но и эмоциональную сферу. То есть «кипение высоких страстей» в художественном тексте создается и путем психолингвисти­ ческим — столкновением контрастных эмоций героя (или героев) в одном контексте (ситуации). Вероятно, большая частотность эмоционального контраста объясняется не только особенностями литературного направ­ ления романтизма, но и поэтической формой «Цыган». Поэзия, в отличие от прозы, затрагивает в первую очередь не события, а чувства людей. Следовательно, поэма как жанр требует «заострения» эмоциональности, большей «наглядности» переживаний человека, что достигается в том числе и при помощи эмоциональных контрастов. В «Цыганах» можно увидеть контрастность не только эмоций Але- ко, но и эмоционального тона поэмы в целом: в авторской речи, речи старого цыгана и Земфиры. Последнее весьма важно, так как создает своеобразное эмоциональное обрамление того, что происходит в душе героя. Именно в общем эмоциональном тоне поэмы наблюдаются те кон­ трасты, которые соответствуют чувствам героя. Они присутствуют в ав­ торских комментариях: XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 * При цитировании НЛХ эмоций мы выделили курсивом (Д. А.). 326

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=