ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

(О Марьяне) Любил, раздражен, слабость, изломанность, люблю (2 9 2 -2 9 4 ). (О любви) Ужаснулся на себя, гадок себе (298). (О любви) Счастлив, наслажденье, с радостью (311—313). (Ранение Лукашки) Ужас (318). (У Марьяны —отвращение, презрение, злоба) Нечего надеяться (319). (Финал) Не обещал себе новой жизни, не может быть любим ею (320). « Цыганы » (Алеко ) Уныло глядит, грусти причина, забота [2, 162] (далее цитируется по этому источнику с указанием только номера страницы). Сердечна лень, без забот и сожаленья (164). Не люблю (168). (Невербальное проявление эмоций) Стонет и рыдает (170). Любовь (171). Тоска, не люблю (171). Унынье (172). Ужас, свирепый (174). Страх (175 ). Зол и смел (178 ). Систематизация непосредственных лексических характеристик эмоций по факторным признакам приведена в таблице 1. При систематизации НЛХ эмоций (табл. 1) становится очевидным, что общий эмоциональный колорит «Цыган» мрачный (лексики поло­ жительных эмоций (удовольствие), испытываемых Алеко, в четыре раза меньше, чем отрицательных (неудовольствие) ). В «Казаках», наоборот, эмо­ циональный тон в целом светел (лексики положительных эмоций в 1,3 раза больше, чем отрицательных). Однако созданием общей экспрессивной тональности произведе­ ния вовсе не исчерпывается роль НЛХ эмоций в художественном тексте. Сплошная выборка эмоциональной лексики показывает, что она прини­ мает участие в формировании черт художественного метода и жанровых особенностей произведения. Для языка главного героя «Цыган» Алеко характерен контраст непос­ редственно эмоциональной лексики как вид эмоциональной динамики. Он представляет собой употребление в одном контексте слов, обознача­ ющих противоположные (контрастные) по любому из трех факторных XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 324

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=