ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Повесть потребовала от Толстого долгого и кропотливого труда, который продолжался с перерывами десять лет, с 1852 по 1862 г. («Ка­ заки» были напечатаны в «Русском вестнике» М. Н. Каткова в самом начале 1863 г.). Работа шла трудно, так как необходимо было выработать новый для Толстого стиль, который бы соединил рке присущий толстовским произведениям глубокий психологический анализ с мощным эпическим началом повествования о Кавказе. Эта работа в немалой степени затра­ гивала именно язык повести. Толстой не раз указывал в дневниках конца 50-х годов на кропотливость своего труда: 20 марта 1858 г.: «Я весь увлекся “ Казаками”» [6, XIX, 231]; 26 апреля 1858 г.: «Перечитывал все и переделывал...» [6, XIX, 233]; 30 апреля 1858 г.; «В романе дошел до второй части, но так запутано, что надо начинать все сначала» [6, XIX, 233]; 30 октября 1858 г.: «Переписывал “Казака”». Надо еще раз» [6, XIX, 235]; 6 декабря 1858 г.: «До обеда буду переделывать начало “ Казака” ...» [6, XIX, 235]; 6 февраля 1859 г.: «Все это время работал над романом и много успел, хотя не на бумаге. Все переменил» [6, XIX, 237]; 19 декабря 1862 г.: «Я пристально работаю и, кажется, пустяки. Кончил “Казаков” I часть» [6, XIX, 255]. В письмах Толстой подробнее говорит о проблемах языка и стиля своего повествования: П. В. Анненкову 4 мая 1857 г.: «...начал в 4-х различных тонах, каждого написал листа по 3 — и остановился, не знаю, что выбрать или как слить, или должен я все бросить» [6, XVII, 160]; В. П. Боткину 9 июля 1857 г.: «Я занят ужасно, работа — бесп ная или нет, не знаю — кипит» [6, XVII, 161]; В. П. Боткину 4 января 1858 г.: «Кавказский роман я не про жал. Все мне казалось не то, я и еще после два раза начинал снова» [6, XVII, 186]; А. А. Фету 1—3 мая 1863 г.: «...“Казаки” — с сукровицей, хотя и плохо» [6, XVII, 269]. Мы проанализируем НЛХ эмоций главного героя повести «Казаки» Оленина в сопоставлении с эмоциями главного героя «Цыган» Алеко. Осуществлять анализ будем в три этапа: 1) сначала сделаем сплошную выборку из текстов указанной лексики (с приведением, где необходимо, контекстуальной ситуации), что покажет динамику эмоций героя в про— XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 322

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=