ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

замысловатые (2, 423). Это избы важные, т. е. особенные. Прилагательные эти имеют отрицательную коннотацию, ибо крестьянские избы обычно были скромными, хотя нередко нарядными. Далее следует сравнение остроги словно. Словосочетание герардовская изба, таким образом, явно содержит смысл «неволя». В нем имплицированы значения «тюрьма», «другое место жительства»: это новый хутор, новый дом в плане крестьянских обычаев и традиций. Границы у этого нового дома искусственные, т. е. фактически у него нет исконной жизненной основы. На это указывает использова­ ние синтагмы с пустыми стенами, в которой прилагательное пустой также приобретает отрицательную коннотацию ( Ребята смеялись, что не магазеи ли будут, о т крыс в стены засыпать ). Прилагательные, которые использует Нехлюдов при описании этих домов, совсем иные. Они имеют положительную коннотацию: избы слав­ ные. Сухие и теплые. Так расходится восприятие образа избы в созна­ нии крестьянина и помещика, что еще более усиливает существующую в жизни героев оппозицию «помещик — крестьянин». Ведь по существу отсюда у героев рассказа начинается разное видение мира, мирового про­ странства. На это указывает и расширение границ дома. Так, изба Ивана — это не только его жилище, это его двор, дорога, пруд, белье, скотина, гумно, огородишко, ветлы, родители, отец, дед, весь мир, вся жизнь: ...здесь на миру место, место веселое. Обычное: и дорога, и пруд тебе, белье, что ли, бабе стира7пь, скотину ли поить. И все наше заведение мужицкое, т у т искони заведенное, и гумно, и огородишка. 14 ветлы — вот, что мои родители садили; и дед и батюшка здесь Богу душу отдали... (2, 331). Переехать на новое место, разрушить родовое гнездо для Ивана и его семьи значить погибнуть. И понимает это Нехлюдов не сразу, а когда понимает, то по-новому видит дом крестьянина, и пространство избы для него также расширяется. Слова с уменьшительно-ласкательными суф­ фиксами: хлевушки, избенка, сарайчики, оконце — наряду с отрицательной коннотацией приобретают и положительную. Итак, рассмотрение концептуально-образного значения слова дом в рассказе «Утро помещика» подробно раскрывает его место в художе­ ственном мире писателя, показывает духовное становление и жизнь героев, которых в значительной мере разъединяет мировосприятие при всей их исконной близости. Выражая смыслы «добро» и «зло», «свой» и «чужой» и т. д., концептуально-символическое значение слова дом вобрало в себя богатые мифопоэтические традиции. Являясь ключевым в творчестве XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 318

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=