ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 открывать глаза. Ничего не отвечая; открыла р о т и собиралась пла­ кать; выглядывала из-за двери и тоже ничего не отвечала; низко кланяясь и вся приходя в какое-то испуганное волнение. Описание избы изнутри дается в третьей части рассказа. Слово дверь имплицировано в рассказе словосочетанием вошел в избу. При этом пред­ лог в, как обычно, употребляется «при обозначении предмета, места, про­ странства, внутрь или в пределы которого направлено действие, движение» [8 ,1, 132]. Этот же предлог с таким же значением употреблен в синтагме войдя в улицу и указывает на границу между своим и чужим (дом и все то, что за пределами его образует близкое пространство). Внутри пространство избы разрушено так же, как и снаррки. Разру­ шение это фиксируется с помощью синтагматического ряда: красный — - черный углы оказываются равновеликими, хотя известно, что «передний угол называли большим и красным, то есть главным, светлым», что он «пользовался особенным уважением» [3, 73 ], определял вместе с печным углом пространство избы. Без него немыслима крестьянская изба. Здесь же черный угол — это неровные закопченные стены, тряпье; красный угол осквернен красноватыми тараканами, собравшимися около образов, т. е. оказываются порушенными сакральные ценности, без которых невозможно было представить духовную жизнь русского православного крестьянства. О печном же угле говорится в начале четвертой главы. Его центр — нетопленная печь, т. е. потухший очаг, огонь. Известно, однако, что огонь в древние времена, «разведенный под домашним кровом, почитался боже­ ством, охраняющим обилие дома, мир и счастье всех членов рода» [4, II, 16]. Он «потухал только при гибели целого семейства. Потухший огонь, угас­ шая семья — были у древних выражения однозначащие» [4, II, 18]. Вместе со словом печь в концептуально-образную систему слова дом входят слова с семой «пища». Эго глаголы обедали, поснедали, существи­ тельные обед, хлебушек, снытка, квас, щи, лук. А так как обед состоял из хлеба, лука и кваса, то, естественно, этот лексический ряд подводит нас к мысли о нищете и голоде крестьян — героев рассказа «Утро помещика». Середина избы также разрушена. И это уже не изба, а избенка, и слово избенка с уменьшительно-ласкательным суффиксом -енк- имеет отрицательную коннотацию. Такую же отрицательную коннотацию имеют и прилагательные черный, смрадный, шестиаршшнъш, которые использованы при этом существительном. Границы избы определяются также с помощью слова потолок. Потолок же в избе — это «небо» и «земля» («Возможно от 316

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=