ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

На самом деле мифологема дом приобретает в тексте Толстого разные смыслы. Так, дом помещика — большой деревенский дом — находится в стороне от села, от большой дороги и представляет собой оппозицию всему крестьянскому миру, крестьянскому дому. Его местоположение определено как начало пути главного героя рассказа, что зафиксировано в глаголе вышел, когда герой направляется в деревню. Местоположение же крестьянского дома определяется в рассказе очень точно: с помощью наречия справа, порядкового числительного второй, с определения грани­ цы своего/чркого пространства (дом помещика и крестьянский мир): подошел к воротам второй избы справа. В то же время последователь­ ность описания двора-дома здесь нарушается и в плане реального следо­ вания, и в психологическом плане. Сначала подробно повествуется о доме Ивана Чуриса, затем говорится о том, что находилось перед домом, только потом идет описание двора. При этом автор постоянно возвращается к описанию дома, играющему роль структурно-композиционного центра. Вначале концептосферу образуют следующие слова: изба (первичная номинация), жилище, затем сруб, срубец, т. е. описание избы дается снаррки и выражает смысл «нищета» («разрушение») с помощью исполь­ зования слов полусгнивший, подопрелый, вросший. Нарушена целостность, гармония строения, сами границы дома ( подопревший с углов сруб), его расположение в вертикальном и гори­ зонтальном пространстве: верх/низ, право/лево ( полусгнившийся набок и вросший в землю). Разрушена также пространственная граница, кото­ рая определяется с помощью окна (разбитое красное волоковое оконце с полуоторванным ставнем ). Притом слово окно в тексте обозначает волоковое оконце, выполняющее две функции: с одной стороны, это окно — «отверстие в стене здания для света и воздуха» [8, II, 607], с другой — «маленькое задвижное оконце, в которое выволакивается дым» [9, 643], т. е. на самом деле оно не предназначается для того, чтобы в него смотрели и видели малые и большие пространства вне дома. Есть еще одно окно ~ волчье, заткнутое хлопком, без рам, т. е. фактически не окно, а дыра в стене, что подчеркивает замкнутость внутреннего пространства. Концептуально-образное значение дома расширяется с помощью синтагм рубленные сени, с грязным порогом и низкой дверью; маленький срубец, еще древнее и еще ниже сеней, в которых слова ниже, низкий, ма­ ленький восходят к смыслам «размер» и «высота». Надо отметить также и то, что дом неустойчивый, отсюда глагол лепились; умирающий, так как утрачивается общее, связующее начало жизни: Все это было когда-то -J! '[J A — XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 314

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=