ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Творчество Л.Н. Толстого -~л|рi t г 4' ' ' # " как предмет лингвистического изучения _Л iK s a Ji! __ Г. В . Звезаова, О. В. Ланская Липецк КОНЦЕПТУАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ДОМ В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «УТРО ПОМЕЩИКА» Впервые образ дома, своеобразным центром которого является детская, возник в творчестве Л. Н. Толстого в повести «Детство». Пространство дома определяется им с помощью следующих слов: гостиная, кабинет, спальня, столовая, диванная, коридор, девипья, классная, чулан, передняя, тер­ раса, официантская, зал. Границы же его фиксируются употреблением слов стена, окно, дверь через оппозиции «внутри — снаррки», «свой — чужой», «конечное — бесконечное». В соответствующей словарной статье авторитетного Толкового словаря С. И. Ожегова обращается внимание на то, что дом — это не только жилое здание, но и «семья, люди, живущие вместе, их хозяйство» [7, 149]. Дом — это и «место упорядоченной, защи­ щенной жизни; символ порядка, космического ритма и равновесия», что подчеркивается автором известного Словаря символов [5, 65]. И в самом деле, дом в повести «Детство» — это целый мир, который вначале пред­ ставлен через оппозицию «тьма — свет», актуализирующуюся с помощью слов, обозначающих «общее время»: август, час, утро, день, год и век,— названия учебных и неучебных книг, принадлежащих детям и их учителю Карлу Ивановичу («Robinson Suisse», «Histoire des voyages», «лексиконы» Татищева, «История Семилетней войны» и т. д.); с помощью слов дорога, поле, лес, сад. При этом слово дорога, восходя к смыслам «жизнь» и «смерть», определяет пространство мира не только за пределами дома, но и внутри его, как свидетельствуют многочисленные примеры из текста: По дороге на верх ( т . е. в классную) я забежал на террасу [1 ,1, 22]; ...в долгие зимние вечера накрывали кресло платками. Делали из него коляску, один садился 311

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=