ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир А. Н. Толстого fl*г^' — •У «Нехлюдов в это лето у тетушек переживал то восторженное состо­ яние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по себе познает всю красоту и важность жизни и всю значимость дела, предос­ тавленного в ней человеку, видит возможность бесконечного совершен­ ствования и своего и всего мира и отдается этому совершенствованию не только с надеждой, но и с полной уверенностью достижения всего того совершенства, которое он воображает себе» [3]. Юности свойственно искание идеала жизни, который, как и у Не­ хлюдова, может выражаться в стремлении к собственному совершен­ ствованию, осуществлению высших нравственных идеалов. Николенька Иртеньев тоже испытывал «восторженное обожание идеала добродетели» и пришел к «убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться» [4]. Однако часто юноша обращается к общепринятому идеалу окружа­ ющего его общества, попадает под влияние общественного мнения. В повести «Дьявол» Л. Н. Толстой пишет: «Обыкновенно думают, что самые обычные консерваторы — это старики, а новаторы — это молодые люди. Это не совсем справедливо. Молодые люди, которым хо­ чется жить, но которые не думают и не имеют времени подумать о том, как надо жить, и которые поэтому избирают себе за образец ту жизнь, которая была» [5]. Так и Николенька Иртеньев, с одной стороны, стремится к идеалу добродетели, с другой стороны, идеал он находит во французских рома­ нах и считает достойным подражания человека, который имеет три обя­ зательных качества: благородство, страстность, comme il faut. Почему же стремление к самому высокому идеалу нравственного совершенствования часто заменяется следованием общепринятому стан­ дарту? Возможно и потому, что нравственный идеал осознается в юнос­ ти чаще всего еще смутно, как корабль с алыми парусами в туманной дымке зари. Образ и притягателен и еще до конца не понятен. Вот как А. Н. Толстой в «Исповеди» описывает представление о совершенствовании, существовавшее у него в молодости: «Теперь, вспо­ миная то время (т. е. молодость), я вижу ясно, что вера моя, то, что кроме животных инстинктов двигало моею жизнью,— единственная ис­ тинная вера моя была вера в самосовершенствование. Но в чем было совершенствование и какая была цель его, я бы не мог сказать. Я старался совершенствовать себя умственно — я учился всему, чему мог и на что наталкивала меня жизнь; я старался совершенствовать 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=