ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

сражения. Не случайно Рафала мы видим постоянно на коне — это позволяет ему побывать во многих местах. Следовательно, «Война и мир> открывала перед Жеромским интерес­ ные и поучительные творческие перспективы. Прежде всего это проявилось в способе изображения войны и в представлении образа Наполеона. В противовес романтически приподнятым картинам Мицкевича или Сенкевича Жеромский изображает войну в правдивом и обнаженном виде, показывая всю ее трагедию и жестокость. Не блистательные подви­ ги благородных, доблестных, мужественных и бесстрашных рыцарей, де­ монстрирующих образцы ловкости, юркости и физической силы, а тяже­ лый, изнурительный и обременительный, лишенный всякой парадности труд безымянных солдат, труд, связанный с разного рода страданиями, ли^ шениями и бессмысленной смертью, становится центром изображения в военных картинах Жеромского. Связь батальных сцен с сюжетной линией «Пепла», а также особенности раскрытия характеров героев в этих сце­ нах романа свидетельствуют о том, что урок «Войны и мира» не прошел для польского писателя бесследно. Наоборот, он был творчески воспри­ нят и развит применительно к польским условиям. Второй весьма поучительный урок —это образ Наполеона. В Польше была чрезвычайно сильна «наполеоновская легенда», которая основана на объективных предпосылках, связанных с борьбой за независимость стра­ ны. Образ Наполеона —«героя» и «друга» Польши, воспроизведенный в национальном польском гимне и в национальной эпопее «Пан Тадеуш» А. Мицкевича, являлся своего рода поэтическим символом победы, обна­ деживающим поляков в условиях порабощения страны. Именно поэтому польская литература, даже в противоположность французской, прославляла, восхваляла и воспевала величие «малого капрала». Однако, как совершенно справедливо отмечает Ю. Кшижановский, «Пепел» Же­ ромского ни в коем случае нельзя относить к галерее произведений, про­ славляющих Наполеона [29]. Другое дело — интерес Жеромского к культу личности Наполеона. Герои «Пепла» преклоняются, чествуют и благоговеют перед его гением, армия ему безгранично предана. Но сам образ императора «на протяжении всего романа подернут дымкой — и только» [30]. Он дважды появляется на страницах произведения, но воспроизводится статически, неподвижно, застывшим [31]. Драматичен эпизод встречи раненного в И спании Кшиштофа Цедро с Наполеоном. Мертвенно-безразличные глаза и рав­ нодушно-унылое лицо Наполеона не сулят на смотре войск под ОршеИ XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 _____ 298

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=