ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и зарубежный мир |! ltir— мости, влияния. Эго прежде всего результат близости изображаемых исто­ рических условий и событий. Отсюда вполне возможен независимый па­ раллелизм некоторых сцен, свидетельствующий об историко-типологи- ческих аналогиях и соответствиях: военный совет в третьем томе «Пепла» и военный совет в Филях в «Войне и мире», масонские ложи в обоих романах, некоторые формы развлечений высших слоев общества (сцены охоты, карнавального катания, святочного гулянья и т. д.). При сопоставлении легко установить и довольно важные черты раз­ личия. В обоих произведениях специфический национальный колорит, явля­ ющийся результатом разной исторической и политической ситуации, весьма отличен, а иногда даже диаметрально противоположен. Жеромскому чужд толстовский фатализм, отрицание роли личности в истории. Различны также характеристики героев и пейзажные зарисовки. В «Пепле» отсут­ ствуют как публицистические, так и философские отступления (дигрес­ сии), нет обобщенных образов всемирно-исторического процесса, как в так называемых философских частях «Войны и мира». Стиль Толстого более ровный, уравновешенный и спокойный. Стиль Жеромского же в высшей степени эмоционален, экспрессивен и динамичен, насыщен сложными метафорами, его лиризм нередко переходит в экзальтацию под влиянием модернистских течений молодой Польши. Жеромский, рисуя психологический портрет своих персонажей, пользуется преимущественно средствами авторской речи и лишь изредка, по сути дела как исключение, применяет внутренний монолог, столь характерный для Л. Н. Толстого. Сопоставляя описания битв под Бородино и под Рашином, легко установить как общие моменты, так и отличительные черты. Л. Н. Толстой представляет Бородинскую битву глазами Пьера Безухова, рассуждающего и наблюдающего за ее течением, но по сути дела не принимающего в ней участия. В «Пепле» Рафал Ольбромский активно участвует в сражении. Батальные описания созвучны чувствам и Пьера, и Рафала. Когда начина­ ется битва, оба героя, взволнованные и радостные, в кульминационной точке воспламеняются, а после битвы у них появляется чувство некото­ рого равнодушия. Жестокая война производит на обоих сильное и удру­ чающее впечатление. Описание битвы под Бородино продумано более четко. Сначала Перед нами предстает общая панорама поля битвы, далее Толстой пере­ ходит к эпизодам и заканчивает опять панорамой. Иначе у Жеромского. Доминирующей чертой битвы под Рашином является сумятица и хаос, ^ м у благоприятствует изображение военных действий на разных участках 297

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=