ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

на русской почве. В нем отразились эпохи русской исторической и обще­ ственной жизни, заговорила душа русского народа. Ни один из русских писателей не сумел так обратить внимание всего мира на Россию, ее общество и культуру, как это сделал Толстой. Его колоссальный талант в сочетании с глубоким даром наблюдательности и проникновения в пси­ хологию героев, по мнению польского писателя, принесли ему всеобщее признание и мировую славу. Непосредственно о «Войне и мире» у Сенке- вича нет высказываний, но можно предположить, что этот шедевр Тол­ стого был знаком польскому романисту. Здесь возникает весьма закономерный вопрос: в какой мере нова­ торский художественный опыт Л. Н. Толстого отразился в польском историческом романе, например в исторической трилогии Г. Сенкевича «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский» и историческом романе С. Жеромского «Пепел» ? Генрик Сенкевич продолжал совсем иные, коренным образом от­ личавшиеся от «Войны и мира» традиции исторического романа. Особен­ ности авторского замысла и художественного метода Сенкевича принци­ пиально отличались от замысла и метода Л. Н. Толстого. Изображая исторические события XVIII века, Сенкевич сознательно использовал иной метод, чем Толстой. В своих исторических романах он сумел творчески, во многом по-новому, и с неподражаемой художественной силой продолжить романтические традиции Вальтера Скогга и Александра Дюма (поэтизация рыцарских характеров, т. е. своего рода исключительных героев, опреде­ лявших структуру произведений и манеру письма). Исторические же события представлены в связи с более или менее правдоподобными при­ ключениями героев-рыцарей. Совершенно другое дело — Стефан Жеромский и его роман «Пе­ пел», который, как и «Война и мир» Л. Н. Толстого, основывается на определенных концепциях философии истории. И вместе с тем истори­ ческие процессы и события на страницах этих произведений преломля­ ются сквозь призму психологии и поведения живых людей. При сопоставле­ нии, с одной стороны, «Войны и мира» и «Пепла», с другой же —романов Г- Сенкевича налицо две разные поэтики — реалистическая и романти­ ческая, два разных направления исторического жанра [25]. С точки зрения художественного метода «Пепел» гораздо ближе к «Войне и миру», чем к исторической трилогии Сенкевича. «Трилогия при всем своем художественном мастерстве,— подчеркивал Ян Зыгмунт Яку­ бовский,— выдвигая на первый план приключения и картины солдатской ________________________ А. Н. Толстой и зарубежный мир 295

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=