ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

А. Н. Толстой и зарубежный мир даже и не научат столько, сколько художественные картины, созданные Толстым. Если бы мы захотели исследовать 1800—1815 гг., из превосход­ ного романа " Война и мир" мы узнали бы больше, чем из работ специа- листов-историков» [13]. Много внимания Л. Н. Толстому, в том числе и роману «Война и мир», уделял в своих статьях, очерках и книгах известный в свое время польский писатель, поэт, критик, публицист и переводчик Леопольд Блю- менталь, выступающий на литературном поприще под псевдонимом Лео Бельмонт. Свои статьи о Толстом он помещал в следующих литературно­ общественных журналах: «Prawda» (1895, № 49; 1898, № 26—30), «Gios» (1900, № 15—16) «Kraj» (1902, № 37), «Krytyka» (1901, № 9—10). Собрав эти статьи и очерки, несколько переработав их и видоизменив, он в 1904 г. издал небольшую монографию о Л. Н. Толстом [14]. Эту книгу он послал писателю в Ясную Поляну, где она хранится и сейчас. На обложке ее имеется следующая надпись: « Великому Учителю Жизни — Автор». К слову «автор» — сноска: «В русской публицистике Л. Долинов — или лее Л. Горский (много псевдонимов — мало известности)». На ти­ тульной странице —надпись: «Глубокоуважаемому и сердечно любимому Великому Писателю Русской земли ничтоленая дань от польского писате­ ля. Автор. Июнь 1904 г.» [15]. В своих оценках худолсественного мастерства «Войны и мира» Бель­ монт указывал на изумительную проницательность толстовского психо­ логического анализа По его мнению, писатель, изображая столкновение огромной наполеоновской армии с Россией, стремился решить проблему соотношения воли, лселаний и стремлений одного человека —Наполеона — с мощным двилсением человеческого океана на определенном отрезке исторической лсизни. Однако, полагает Бельмонт, разрешение этой задачи не под силу человеческому уму, так как философское содержание истори­ ческого события — нашествия Наполеона на Россию — соприкасается с метафизически поставленным вопросом свободы воли. Но уже сама попытка разработки этой проблемы заслуживает серьезного внимания. ®Дальнейшем Бельмонт отмечал непоследовательность Толстого в обри­ совке образа Наполеона, противоречие между теоретическими рассуждени­ ями писателя о слепом орудии высшей воли и реальным, приближающимся к Карикатуре изображением французского императора. По мнению Бель­ монта, Толстой преувеличивал театральную и фразерскую стороны лич­ ности Наполеона. С таким подходом автора он не соглашался и солида­ ризировался в этом вопросе с Дмитрием Мережковским. Несколько 293

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=