ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

s d . ' те писатели, которые сыграли основополагающую роль в истории нацио­ нальной литературы и повлияли решительным образом на развитие ми­ рового литературного процесса. К примеру, Томас Стернз Элиот занял 16-е место, Марсель Пруст — 17-е, Джейн Остин — 18-е, Джордж Элиот - 19-е, Еврипид — 22-е, Овидий — 26-е, Ду Шаолин Ду Фу — 27-е, Эсхил — 29-е, Густав Флобер — 30-е, Франц Кафка — 31-е, Мольер — 32-е, Томас Манн — 35-е, Генрик Ибсен — 36-е, Генри Джеймс — 38-е, Уолт Уитмен — 40-е, Оноре де Бальзак —41-е, Джонатан Свифт —42-е, Стендаль —43-е, Джордж Бернард Шоу — 45-е, Эрнест Хемингуэй — 46-е, Франческо Петрарка — 53-е, Альберт Камю — 59-е, Эмиль Золя — 65-е, Джордж Байрон — 75-е, Вальтер Скотт — 77-е, Пабло Неруда— 78-е, Теодор Драй­ зер — 85-е, Фрэнсис Скотт Фицджеральд — 88-е, Виктор Гюго — 89-е, Рабиндранат Тагор — 90-е, Эдуард Морган Форстер — 94-е, Дзюнъитиро Танидзаки — 96-е и Оскар Уайльд — 100-е. Формирование и развитие художественных ценностей литературы, традиций прошлого и опыта настоящего остаются в тесной связи с эсте­ тической активностью искусства и его общественно-этической значимо­ стью. Они ведут к прочному, живущему в веках обогащению литературы и искусства, обусловливают их ценностные критерии, принципы и ориен­ тиры, т. е. пути, формы и виды художественного утверждения нравствен­ ных идеалов. В восприятии Эрнеста Хемингуэя Л. Н. Толстой был художе­ ственным идеалом, почти недостижимым. Он любил повторять, что, соперничая со многими писателями, Толстой победил Ивана Тургенева и других весьма значимых авторов. «Я проходил,—подчеркивал Хемингуэй, — весьма интенсивную выучку у господина Мопассана и победил его. Дваж­ ды сыграл вничью с господином Стендалем, но никому не удастся убе­ дить меня, чтобы я вышел на ринг и начал состязание с господином Толстым. Это я могу сделать, лишь когда сойду с ума или же буду писать намного лучше, чем сейчас» [3]. Это было высочайшее признание новаторства Л. Н. Толстого как «основоположника эпико-психологического течения в искусстве нового времени», открывшего и реализовавшего «оригинальные принципы эпи чес­ кого повествования, в центре которого находятся непрерывные изменения жизни, перемены во внутреннем мире человека, его духовное, н р а в ст в е н ­ ное развитие» [4]. Художественная правда литературы обусловливает ее подлинное новаторство и познавательные ценности. И отнюдь не слу­ чайно многие польские писатели, критики и просто читатели в творчестве Л. Н. Толстого видели неисчерпаемый источник изучения национальной жиз- А— XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 290

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=