ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

связь между тем воздействием, которое оказал на Пьера незлобивый Платон Каратаев, и нравственным перерождением героя, обретением им опоры в жизни, сначала созданием «союза сердец» —семьи на основе любви, а затем — приходом к Союзу благоденствия — идее декабристс­ кого общества равенства и братства. Мотив нравственного возрождения героя — центральный и в романе «Воскресение». Перерождение начинает­ ся резко, внезапно, в том момент, когда Нехлюдов узнает в убийце- проститутке погубленную им прелестную девушку. В прозе Л. Н. Толстого, как и в произведениях Ф. М. Достоевского, очень часто рисуются моменты душевного потрясения и мгновенного прозрения, когда человек под влия­ нием порыва начинает «жить сердцем». Так, княжна Марья, терпящая жестокую тиранию старого деспота —своего отца, вдруг, когда он пара­ лизованными губами пытается ей сказать «прости», ощущает только свое полное любви и нежности к нему сердце. В драматургии экспрессиониз­ ма этот момент мгновенного нравственного прозрения (момент «про­ рыва» — Aufbruch) постоянен. Например, в произведении «С утра до полуночи» Г. Кайзера под влиянием красоты вошедшей в банк женщины кассир превращается в живого, чувствующего и страдающего человека и начинает свой крестный путь приобщения к истине толпы. Момент вне­ запного душевного потрясения в новелле Л. Франка «Калеки» превращает врача, равнодушно выполнявшего свои обязанности, в полного боли и сострадания «собрата» жертвам войны. Врач бросается к обрубку челове­ ка — солдату этой войны, целует его и провозглашает новую заповедь любви: «Я говорю вам: мы — братья. Мрак разорван. Заря новых времен встает, охватывает и освещает двадцать солдатских лиц. Дух освобожда­ ется. А где дух освобождается, требует мощи и влияния, властители насилия уйдут добровольно... если они умны» [4]. От «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру» пройдет мысль Л. Н. Толстого о противоестественности войны как высшей формы наси­ лия человека над человеком в угоду корысти, тщеславию, гордыне. Война, Затеянная большими и малыми наполеонами, в восприятии Толстого — всегда противное природе человеческой дело, так как предназначение Человека — созидать, а не разрушать. Идея отказа от личного самоутвер­ ждения ценой подавления и уничтожения себе подобных, составляющая самое сердце толстовского учения о непротивлении и его жизненную философию, оказалась очень близка и созвучна литературному экспресси- °Низму, особенно драматургии этого направления. Писатели-экспрессио- Нисты также помещают своего героя в ситуацию выбора положения — [ _______________________ Л. Я. Толстой и зарубежный мир __ 287

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=