ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
связь между тем воздействием, которое оказал на Пьера незлобивый Платон Каратаев, и нравственным перерождением героя, обретением им опоры в жизни, сначала созданием «союза сердец» —семьи на основе любви, а затем — приходом к Союзу благоденствия — идее декабристс кого общества равенства и братства. Мотив нравственного возрождения героя — центральный и в романе «Воскресение». Перерождение начинает ся резко, внезапно, в том момент, когда Нехлюдов узнает в убийце- проститутке погубленную им прелестную девушку. В прозе Л. Н. Толстого, как и в произведениях Ф. М. Достоевского, очень часто рисуются моменты душевного потрясения и мгновенного прозрения, когда человек под влия нием порыва начинает «жить сердцем». Так, княжна Марья, терпящая жестокую тиранию старого деспота —своего отца, вдруг, когда он пара лизованными губами пытается ей сказать «прости», ощущает только свое полное любви и нежности к нему сердце. В драматургии экспрессиониз ма этот момент мгновенного нравственного прозрения (момент «про рыва» — Aufbruch) постоянен. Например, в произведении «С утра до полуночи» Г. Кайзера под влиянием красоты вошедшей в банк женщины кассир превращается в живого, чувствующего и страдающего человека и начинает свой крестный путь приобщения к истине толпы. Момент вне запного душевного потрясения в новелле Л. Франка «Калеки» превращает врача, равнодушно выполнявшего свои обязанности, в полного боли и сострадания «собрата» жертвам войны. Врач бросается к обрубку челове ка — солдату этой войны, целует его и провозглашает новую заповедь любви: «Я говорю вам: мы — братья. Мрак разорван. Заря новых времен встает, охватывает и освещает двадцать солдатских лиц. Дух освобожда ется. А где дух освобождается, требует мощи и влияния, властители насилия уйдут добровольно... если они умны» [4]. От «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру» пройдет мысль Л. Н. Толстого о противоестественности войны как высшей формы наси лия человека над человеком в угоду корысти, тщеславию, гордыне. Война, Затеянная большими и малыми наполеонами, в восприятии Толстого — всегда противное природе человеческой дело, так как предназначение Человека — созидать, а не разрушать. Идея отказа от личного самоутвер ждения ценой подавления и уничтожения себе подобных, составляющая самое сердце толстовского учения о непротивлении и его жизненную философию, оказалась очень близка и созвучна литературному экспресси- °Низму, особенно драматургии этого направления. Писатели-экспрессио- Нисты также помещают своего героя в ситуацию выбора положения — [ _______________________ Л. Я. Толстой и зарубежный мир __ 287
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=