ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

«Странник» (Reingold Sorge « Bettler» ), пьесы Рейнгольда Геринга «Мор­ ская битва» (Reingold Hering «Seeschlacht»). Сама обстановка действия носит печать мертвящей механичности, В пьесе Геринга это металлический трюм подводного военного крейсера; в трилогии Кайзера —мертвые бетонные залы, где толпы людей-марио- неток — рабочих гигантского военного производства («люди в желтом», «люди в голубом») создают смертоносный газ для уничтожения всего живого. Задолго до рождения идеи клонирования он фактически показы­ вает клонов в этих толпах «единиц производства», неразличимых, настро­ енных на единую программу уничтожения. Мысль о спасении несет (и пытается претворить в жизнь) герой — «новый человек». Но победа остается за массами... По сюжету происходит самопроизвольный взрыв газа Картиной апокалипсиса, всеобщего уничтожения заканчивается «Газ» Драматург-экспрессионист предлагает воздействовать на толпу исключи­ тельно средствами нравственной проповеди любви, прощения, напоми­ нанием, что человек добр в основе своей, по сути и по «программе» творения. И не всегда эта проповедь остается бессильной. Победа «нового человека» уже показана в пьесе Г. Кайзера «Ад — путь — земля» («Holle —Weg — ErdeRubinep>) и в пьесе Людвига Руби- нера «Безвластные» («Gewaltlosen»), само название которой определяет и программу поведения персонажей. «Путь любви» и «путь разрушения» —две позиции, выраженные в словесном столкновении двух идейных про­ тивников —«нового человека» (Gouvemeur) и его оппонента (Der Mann). Der Mann: — Du gehst den Gang der Liebe. Ich gehe zum Volk. Den Gang der Zerstorung [3] («Ты идешь путем любви. Я иду к народу. Путем разру­ шения»). Но происходит перерождение идейного противника в сторонника идей ненасилия и добра, и вот он уже сам убеждает тюремщика отменить наказание заключенному и увидеть в нем своего брата — страдающего человека. Начинается как бы цепная реакция добра, что должно привес­ ти к созданию «нового человечества» на основе вечных г у м а н и с ти ч е с к и х принципов. Идея такого «сообщества» (Gemeinschaft), противопостав­ ленного социальному объединению — «обществу» (Gesellschaft), и м е е т глубокую и давнюю гуманистическую традицию. Корни его можно обна­ ружить и в учении Л. Н. Толстого. В романах Толстого идея единения людей на основе любви и д о б р а воплощается по-разному. В «Войне и мире» прослеживается внутренняя XXIX Международные Толстовские чтения. Часть I 286

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=