ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и зарубежный мир литературного экспрессионизма. Так, Леонгард Франк в одном из расска­ зов сборника «Der Mensch ist gut» («Человек д о б р ), созданном во время Первой мировой войны в эмиграции в Швейцарии, пишет: «Говорят о цивилизации. Разве это цивилизация, если вся Европа еще до войны была одним единым фабричным зданием, в котором не люди жили, а ше­ велились автоматические машины? Машины из плоти и крови, которые не думали, не имели никаких мнений, не хранили никаких воспоминаний о том, что они когда-то были людьми, а приводились в действие так же, как стальные машины, которые они обслуживали. Если организованность, порядок, насилие, могущество, привычка, отсут­ ствие собственного мнения, ложь, богатство и эгоизм обозначают цивили­ зацию, то мы будем дикарями... Одумаемся наконец. Будем думать. И вспомним о том, что человек добр и наш брат. Вырвем, наконец, из сердец наших привычку, ложь, жаж­ ду завоеваний, восхищение насилием, власть и могущество, для того чтобы даже семена еще не родившихся поколений не носили в себе зародыша нового убийства» [1]. Эта нравственно-этическая проповедь заложена в теоретическую основу литературного экспрессионизма, что резко отделяет его от других течений декадентского и авангардистского направлений и сближает с клас­ сической традицией литературы предшествующего столетия при всем различии принципов поэтики. В единый причинно-следственный ряд создатели «нового искусства» ставят кризис духовности, утрату нравственно-этических понятий — «ме­ ханизацию духа», как назвал этот процесс Вальтер Ратенау в своей кни­ ге «Von kommenden Dingen» («О грядущих вещах»), и смертоубий­ ственную бойню начавшейся Первой мировой войны. Люди, ставшие Мертвыми марионетками, утрачивают понятие ценности чужой жизни, Иначинается процесс массового истребления себе подобных, который приведет и к самоистреблению человечества. Этот процесс последова­ тельно показан в самом известном в нашей стране произведении для экспрессионистического театра «Трилогия о газе» немецкого писателя Георга Кайзера [2]. Другие пьесы о войне не переводились, что делало их малодоступными Длячитателей других стран, но антивоенная тема являлась одной из глав- НЬ1Х в драматургии немецкого экспрессионизма. Она определила идейное Удержание трилогии Фрица Фон Унру «Род» (Fritz fon Unru «D as Geschiecht» ), пьесы погибшего вскоре на фронте Рейнгольда Зорге 285

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=