ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Л. Н. Толстой и зарубежный мир литературного экспрессионизма. Так, Леонгард Франк в одном из расска зов сборника «Der Mensch ist gut» («Человек д о б р ), созданном во время Первой мировой войны в эмиграции в Швейцарии, пишет: «Говорят о цивилизации. Разве это цивилизация, если вся Европа еще до войны была одним единым фабричным зданием, в котором не люди жили, а ше велились автоматические машины? Машины из плоти и крови, которые не думали, не имели никаких мнений, не хранили никаких воспоминаний о том, что они когда-то были людьми, а приводились в действие так же, как стальные машины, которые они обслуживали. Если организованность, порядок, насилие, могущество, привычка, отсут ствие собственного мнения, ложь, богатство и эгоизм обозначают цивили зацию, то мы будем дикарями... Одумаемся наконец. Будем думать. И вспомним о том, что человек добр и наш брат. Вырвем, наконец, из сердец наших привычку, ложь, жаж ду завоеваний, восхищение насилием, власть и могущество, для того чтобы даже семена еще не родившихся поколений не носили в себе зародыша нового убийства» [1]. Эта нравственно-этическая проповедь заложена в теоретическую основу литературного экспрессионизма, что резко отделяет его от других течений декадентского и авангардистского направлений и сближает с клас сической традицией литературы предшествующего столетия при всем различии принципов поэтики. В единый причинно-следственный ряд создатели «нового искусства» ставят кризис духовности, утрату нравственно-этических понятий — «ме ханизацию духа», как назвал этот процесс Вальтер Ратенау в своей кни ге «Von kommenden Dingen» («О грядущих вещах»), и смертоубий ственную бойню начавшейся Первой мировой войны. Люди, ставшие Мертвыми марионетками, утрачивают понятие ценности чужой жизни, Иначинается процесс массового истребления себе подобных, который приведет и к самоистреблению человечества. Этот процесс последова тельно показан в самом известном в нашей стране произведении для экспрессионистического театра «Трилогия о газе» немецкого писателя Георга Кайзера [2]. Другие пьесы о войне не переводились, что делало их малодоступными Длячитателей других стран, но антивоенная тема являлась одной из глав- НЬ1Х в драматургии немецкого экспрессионизма. Она определила идейное Удержание трилогии Фрица Фон Унру «Род» (Fritz fon Unru «D as Geschiecht» ), пьесы погибшего вскоре на фронте Рейнгольда Зорге 285
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=