ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л.Н.Толстойи зарубежныйпир ~ 3 ! k J k - Т. Н. Васильчикова Ульяновск НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО В ТЕОРИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА Имя Льва Николаевича Толстого может быть названо с полным правом в числе духовных отцов немецкого литературного экспрессио­ низма. Экспрессионизму — «искусству крика», заявившему о духовном кризисе перелолшой эпохи, «криком» возвестившему приход нового, кро­ вавого XX века века войн и революций,— необходимо было подтвер­ дить свои провидческие предчувствия, и он находит им соответствие в уже известных этических и философских учениях и эстетических теориях как прошлого, так и современности. Наличие теоретических основ экспрессионизма — факт неоспори­ мый, но эти основы эклектичны, корни уходят как в христианское учение, так и в буддизм, в учение Лао-Цзы, и в философию А. Бергсона, Э. Гуссерля, в эстетические труды В. Воррингера и социологическую теорию В. Рате- нау. Формирование круга основных идей этого искусства осуществляется, таким образом, с ориентиром на уже созданное человеческой мыслью. Идея непротивления злу насилием, составляющая фундамент нравственно­ этического учения Л. Н. Толстого, по-своему усваивается и преломляется в теории и литературной практике экспрессионистов. Эго искусство ломает Классическую традицию, отказываясь от создания характеров и конкрет­ ных социально-исторических обстоятельств — «среды», поэтому идеи и мысли Толстого находят выражение в иной эстетической форме. Герой экспрессионистской пьесы — это не характер, а носитель идеи, «фигура» (Gestalt). Одной из главных будет идея пересоздания мира и человечества 283

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=