ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и зарубежный мир _-в1 tC—■ нескольких поправок слога». «Хотелось бы предложить нашим читателям этот прекрасный и значительный по своей мысли рассказ в наиболее под­ ходящей форме»,— заключил Чертков в своем письме к Л. Н. Толстому 10 декабря 1886 г. В Варшаве «Попутчик» был опубликован раньше, чем в «Посреднике» — 28 ноября 1886 г. В России же он появился только в 1887 г. и, несмотря на все опасения, был издан. Л. Толстой просил И. И. Петрова прислать ему книги «Посредника», опубликованные в № 39, где и был издан «Попутчик», “столь высоко оцененный писателем за авторскую искренность — главное достоинство, по его мнению, любого писателя,— а также за простоту и верность подробностей. Правдивость и содержательность рассказа, написанного «из жизни», несомненно, тро­ нули Л. Толстого. Отношение Л. Н. Толстого к «Попутчику» Пейнверинта лишний раз доказало очевидное: мы видим вещи не такими, какими они явля­ ются, а такими, какими являемся лш сами. Л. Толстой, уже живущий «в вечности», влюблялся в творения времени, олицетворяемые Ярнефель- том, Пейнверинтом и другими писателями. «Не жизнь вокруг себя надо устроить симметрично, как хочется, а самого надо разломать, разгибчить, чтобы подходить под всякую жизнь». К этому призывал Толстой своих финских друзей и, кажется, был ими услышан. Каждый находил в нем свое; кто-то христианское смирение, кто-то веру в сильную личность, кто-то мечту о совершенном мире, а кто-то наслаждение высоким искусством. «...Финны,— писал в своем эссе “На смерть Льва Толстого” финский писатель Эйно Лейно,— могут позаимствовать от него свое: стойко со­ противляться гнету, в какой бы форме гнет им ни угрожал». Кажется, он не ошибся. Все реки текут к морю, все национальное стремится к общечелове­ ческому, символом которого, в представлении финнов, был Лев Толстой, подлинный Гражданин мира, человек транснационального мышления. Писатель критически воспринимал господствующие государственные идеи, называемые «достижением человеческого разума». Он считал, что с точки зрения христианской морали не может бьггь никаких еврейских, польских, финских вопросов и отношение к людям не может зависеть от их наци­ ональности. Л. Н. Толстой верил, что со временем все люди придут к его Идеалам, потому что они неоспоримы и вечны. Тем не менее индивиду­ альная воля даже в высшем проявлении такого великого человека, как Толстой,—всего лишь малая толика мировой воли. Вместе с тем «пробркде- Кие финнов», как заметил в своем «Дневнике» А. Ярнефельт, происходило не 281

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=