ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

некое величие, энергию, несравненно большую, чем у норвежских морали­ стов. Мысль Толстого о целомудрии Гарборг иронично называет «герои­ ческим размышлением», которое вызывает у него возражение и даже раздражение. Он убежден, что любовь между мужчиной и женщиной не может быть нечувственной. И об этом же, по его мнению, говорил Бог: «...плодитесь, размножайтесь, наполняйте Землю». В связи с этим у Гарборга возникает опасение о неверии Толстого в Бога. Норвежец полемизирует с Толстым по поводу его тезиса о неприятии Христом брака. Он считает, что это личная трактовка Толстого, которая являет­ ся ложной по своей сути. Гарборг уверен, что в послесловии к повести Толстой «не обосновал своего учения о воздержании», а основывался лишь на собственном отвращении к плотской любви. Уже поэтому в его послесловии «нет ничего глубокого», кроме одного — подписи «Толстой». Гендерную проблему Гарборг раскрывает по-своему — с п о зи ц и и «отцов и детей», т. е. с точки зрения возрастных интерпретаций. Человек, которому за 60, утверждает норвежский писатель, прочитав послесловие к повести, назовет Толстого мудрейшим. Но не стоит забывать о том, продолжает он, что молодой Толстой имел огромный эротический опыт, чувствуя в себе силу греха и силу плоти. Его призыв «ходить на руках» никоим образом не улучшит человечество, как и его предписание всем становиться вегетарианцами. Гарборг был знаком со многими идеолога­ ми аскетизма в Норвегии. Он жил в нужде в своем крестьянском прихо­ де, не ел мяса и не пил вина, неустанно трудясь, поэтому не верил в мораль графа Толстого с его любовью и объятиями. Проповедь вегетарианства, по ллнению норвежца, неэффективна и не содержит ничего существенно­ го, что могло бы успокоить людей. В своем послесловии Толстой говорит об идеале, недостижимом в реальности. А. Гарборг полагает, что все люди делятся на две большие группы, но не по признаку пола, а исключительно по возрасту (курсив автора. — Т. Н.). Различные условия жизни фор­ мируют и различные взгляды людей на жизнь, в том числе и на брак. Поэтому старое и молодое поколения имеют свои интересы, свою мораль, свою религию, свои привязанности. И если бы они старались лучше по­ нять друг друга, то жизнь стала бы намного лучше. От большой теории Толстого, по мнению Гарборга, остается ощущение «требований абсолют­ ной моногамии», и поэтому норвежский писатель высказывается против таких радикальных аскетических взглядов, ибо не мораль, не страх, не принуждение управляют человеком, а чувство прекрасного. «Осененная XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 276

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=