ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

В связи с этим выясняется и другая причина: почему именно при­ верженцам Л. Н. Толстого, а не Достоевского были Муся и его сотовари­ щей. Для них слишком широк был путь к народу, широки были «ворота в жизнь». На самом же деле, как гласит Евангелие и чему подтверждени­ ем является жизнь и творчество Ф. М. Достоевского, «ворота в жизнь» узки. Вспомним, как дорого заплатил герой Достоевского в «Мертвом доме» за то, чтобы преодолеть невидимую стену, стоявшую между ним. и каторжанами из народа; какой эпиграф поставил писатель к своему пос­ леднему роману «Братья Карамазовы»: «Без смерти нет жизни. Без могилы нет воскрешения»,—отсюда берет свое начало проповедь страдания Досто­ евского. А какая «смерть» и какая «могила» у Левина и Муся? Лженародность может обличать только тот, кто сам выходец из народа. Только истинно народные писатели могут создавать истинно народную литературу, а не помещичью или дворянскую. Таким образом, обнару­ живается, что японская литературная школа «Береза», вдохновленная толстовством, не представляет собой истинно народное течение, не говоря уже о движении Муся «Новая деревня». Литература 1. Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. / Ф. М. Достоевс­ кий.—Л.: Наука, 1983.—Т. 25: Дневник писателя за 1877 год (январь — август). 2. Усуи, Ё. Литературное движение «Березы» / Ё. Усуи / / Мусяно- кодзи, С. Собр. соч. / С. Мусянокодзи; Пер. К. Итокавы.—Токио: 'Гику- ма сёбо, 1975 - Т. 2. 3. Камэй, К. О Санэацу Мусянокодзи / -К. Камэй / / Мусянокодзи, С. Собр. соч. / С. Мусянокодзи; Пер. К. Итокавы.— Токио: Тикума сёбо, 1 9 7 5 - Т. 1 ,- Стр. 415. 4. Ленин, В. И. Л. Н. Толстой и современное рабочее д виж ени е / В. И. Ленин / / Полн. собр. соч.— 5-е изд.— М.: Изд-во полит, лит., 1968 - Т. 20. 5. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. / Л Н. Толстой.—М- Худож. лит., 1981.—Т. 8: Анна Каренина. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 272

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=