ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и зарубежный мир Предпоследние большие романы двух писателей —«Анна Каренина» д J4. Толстого и «Подросток» Ф. Достоевского — совместно развивают одну из главных тем — тему «случайного» семейства. Н а самой первой странице «Анны Карениной» читаем: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом посто­ ялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских» [5, 7 ]. В заключительной главе «Подростка» Достоевский пишет: «Скажите мне теперь, Аркадий Макарович, что семейство это — явление случайное, и я возрадуюсь ду­ хом Но, напротив, не будет ли справедливее вывод, что уже множество таких, несомненно родовых, семейств русских с неудержимою силою переходят массами в семейства случайные и сливаются с ними в общем беспорядке и хаосе» [1, 454 ]. Автор «Подростка» высоко оценивает роман Толстого — один из небывалых шедевров отечественной литера­ туры. Он не скупясь хвалит писателя-соотечественника и своего сопер­ ника. Однако несмотря на совместное освещение писателями соответ­ ствующей темы в своих романах и многие общие убеждения, явно неодобрителен отзыв Достоевского об «Анне Карениной», а именно о восьмой, последней, части романа. Причиной явилось то, что в этой части не было, по выражению А. С. Пушкина, «поворота к народу» (хотя Толстой был в числе представителей плеяды последователей Пушкина), а без этого не может быть православия, так как русский народ и право­ славие тесно связаны. В главе 2 «Помещик, добивающийся веры в бога от мужика» Достоевский со свойственной ему убедительностью обличает « парадок­ сальную неправду» Левина — главного героя романа, в котором «выра­ жено положительное» [1, 202—203]. «Парадоксальная неправда» его состоит в том, что он народом, а точнее человеком из народа, никогда не будет. Невольно хочется направить это обличение и на «Новую дерев- Нк>> Муся, и на школу «Береза». Левин в восьмой части романа напоми- ^®ег Муся и его единомышленников, ведь члены и сторонники этого Движения стремились к идеалу, не обращая внимания на реальную жизнь, Т' е' игнорируя общество и государство во главе. Для них не было ника- Кого Различия между идеалом и утопией. Земное было непосредствен- 0 связано с небесным. Будучи аристократами с огромными привиле- В1ЯМИ. Муся и его сотоварищи по движению воображали себя, так сказать, д^Р°Д°м. Наверное, Муся тоже говорил: «Я сам — народ»,— подражая своему любимому герою. 271

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=