ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

У новейший роман Л. Толстого «Анна Каренина». Однако автор преиму­ щественно рассматривает повести трилогии «Детство» и «Отрочество» и роман «Война и мир». В этой главе Достоевский отрицательно отно­ сится к творчеству Толстого, занимающегося описанием, так сказать «неслучайных» семейств (мы образовали антоним термина Достоевско­ го «случайное» семейство). По убеждениям автора «Подростка» и «Днев­ ника писателя...», явление «неслучайного» семейства принадлежит не на­ стоящему, а прошлому. Иначе говоря, подобная тематика произведений не может отвечать требованиям современности России второй половины XIX в. В. И. Ленин писал, что Л Толстой начал свою литературную деятель­ ность при существовании крепостного права, но рке в такое время, когда оно явно доживало последние дни. Главная деятельность Л. Н. Толстого попадает на тот период русской истории, который лежит между двумя поворотными пунктами — 1861 и 1905 гг. [4, 38]. Явление «неслучайно­ го» семейства, на наш взгляд, тоже доживало последние дни в середине XIX в., когда Толстой писал свои первые повести —«Детство», «Отроче­ ство» и «Юность». По лшению Достоевского, Л. Толстой обращал внимание на про­ шедшее время, а не на настоящее. В «Дневнике писателя...» читаем: «Да и никогда семейство русское не было более расшатано, разложено, более нерассортировано и неоформлено, как теперь. Где вы найдете теперь такие “Детства” и “Отрочества” , которые бы могли быть вос­ созданы в таком стройном и отчетливом изложении, в каком предста­ вил, например, граф Лев Толстой, или как в “ Войне и мире” его же? Все эти поэмы теперь не более... как исторические картины давно прошедшего» [1, 173 ]. По существу то же самое можно и нужно сказать, на наш взгляд, о «Новой деревне» школы «Береза». В последнем счете это литературное движение было нереальной, неосуществимой мечтой. Вообще, так ое дви­ жение называется гуманизмом. И гуманизм борется за защиту и разви­ тие гуманности. Вот почему в зависимости от сущ ествую щ ей обстановки, людей разных стран и эпох условия развития гуманизма должны быть разными. Гуманизм обязательно должен быть действенным, он должен бороться с тем, что препятствует туманности. Между тем гуманизм шко­ лы «Береза» занимает позицию независимую от государства, общ ества и истории, исключая всякие отличительные свойства. Отсюда становится ясно, что он не имел объекта борьбы с самого начала с у щ е с т в о в а н и я движения. ^— XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 270

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=