ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и зарубежный мир 1 — 1 Можно сказать, что это всего лишь своего рода донкихотство. Однако эта история послужит поводом для выяснения свойства жизни и творче­ ства Толстого, ибо идея и практика «Новой деревни» Муся во многом навеяны Так называеллым толстовством. Литературный критик Кацуйтиро Камэй пишет: «Для становления литературы Муся никак нельзя игнори­ ровать существование “Новой деревни” . Хотя в современную эпоху ее почти игнорируют, однако она представляет собой своего рода незакон­ ное творение, задуманное на земле. Или испытание. < ...> Это является своего рода первобытным коммунизмом. Однако она совершенно отри­ цает власть и основывается на духе Христа, говорившего: “Кто следует божьимприказаниям, тот мой брат, сестра и мать”. Тут он, кажется, находил­ ся под значительным влиянием Толстого и лелеял такую мечту за 12—13 лет до того, как... начал общественное движение “Новая деревня”» [3, 415]. Читая «Беседу о “Новой деревне”» Муся, невольно вспоминаешь героев Толстого: Николеньку из автобиографической трилогии, Нехлюдо­ ва из «Утра помещика», Левина из «Анны Карениной» и т. д. Несмотря на всю фантастичность идеи и практики «Новой деревни», трудно отри­ цать их всецело. Литературный критик Ёсими Усуй пишет: «Ничего нет легче, чем отрицательно критиковать литературное движение “ Береза” , с Муся во главе, включающее в себя движение “Новая деревня” . Вчаст­ ности, с точки зрения социальных наук оно по своей природе не может стоять в адрес критики. Оно всего лишь мечта жизни. Но никакая кри­ тика не может зачеркнуть такую чистую жизнь, такой дух, вдохнувший жизнь в такую чистую мечту» [2, 424]. И эта трудность походит на ту трудность, перед лицом которой оказываешься при чтении произведений Л. Н. Толстого. Классик пользуется таким исключительным авторитетом У читателей всего мира, всех эпох, что весьма трудно относиться отрица­ тельно к его творчеству. Однако познакомившись с действительным ходом развития движе­ ния «Новая деревня», сразу начинаешь сомневаться в состоятельности самой ее идеи и теории и заодно в состоятельности основной философ­ ской идеи Л. Толстого, изложенной им на автобиографических страни­ цах- Не кто иной, как Ф. М. Достоевский, на наш взгляд, догадался об этой Несостоятельности основной философской идеи Л. Н. Толстого. В «Днев­ нике писателя за 1877 год (январь — август)» сначала в главе 1, а потом в главе 2 Достоевский разбирает творчество Толстого. Глава 1 озаглавлена «Разговор мой с одним московским знакомым. Заметка по поводу новой книжки». Известно, что «новая книжка» — 269

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=