ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 К ои т и Итокава Япония ТОЛСТОВСТВО И «НОВАЯ ДЕРЕВНЯ» В ЯПОНИИ В истории японской современной литературы большое значение имело литературное движение «Береза». Немало писателей этой школы были дворянами по происхождению и, что характерно, живо интересовались жизнью и творчеством именно Льва Толстого, а не Федора Достоевского. Этот факт, на наш взгляд, если не определяет, то по крайней мере намекает на особенности творчества Толстого и Достоевского и слркит доказательством того, что литература Толстого является не народной, а дворянской, литерату­ ра же Достоевского, наоборот,— не дворянской, а народной. По крайней мере это повод для выдвижения гипотезы о противоположных свойствах творчества двух писателей по отношению к народу и дворянству. Среди писателей школы «Береза» самым большим почитателем твор­ чества Л. Н. Толстого является Санэацу Мусянокодзи (1885—1955) (в дальнейшем сокращенно Муся). Он происходил из японских дворян и получил образование в дворянском училище Гакусюин (иными слова­ ми, в лицее) в Великой Японской империи. В 1903 г. (19 лет) он начал читать Библию, изучать творчество Толстого. В 1910 г. (26 лет) он осно­ вал литературный журнал «Береза». Уникальность Муся состоит в том, что почти с начала и до конца писательской жизни его сопровождало созданное им общество «Новая деревня». В нем наблюдается единство идеи с практикой. Для Муся «Новая деревня» является уменьшенной картой нового общества, о чем свидетельствует неоднократное упомина­ ние в его работе «Беседа о “Новой деревне » (1918); это первый шаг на пути к созданию нового, т. е. идеального, общества. С этой целью он вместе с единомышленниками организовал «Новую деревню» на самом юге Японии, в местечке Хюга на острове Кюсю. 268

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=