ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

по ходу повествования путем ассоциаций, аналогий (иногда близлежащих, иногда самых внезапных и отдаленных). Недолгого пребывания за границей в новой для него атмосфере, столь непохожей на провинциальный коммерческий дух Уоллета, оказы­ вается достаточно для того, чтобы Стрэзер в свои пятьдесят пять лет совершенно переродился. Он пришел к удручающему сознанию бессмыс­ ленно прожитой жизни. В разговоре с молодым художником Байлэмом Стрэзер анализирует и судит самого себя: «Живите по-своему, руковод­ ствуясь собственными убеждениями, постарайтесь выразить свою челове­ ческую сущность до конца. Не то ваш поезд уйдет. Я это слишком поздно понял. И вот теперь слышу только свист своего удаляющегося поезда. Что потеряно, то потеряно. Но вы не повторяйте моих ошибок» [16]. Эта требовательность к человеку основана у Джеймса на вере в его возмож­ ности. Для писателя превыше всего—истина, справедливость, чистота души. И самоанализ как одна из характеристик центрального героя становится прямым путем для достижения гуманистической цели произведения. В глубине самосознания личности, освещенной идеей ответственности, кроется важная примета концепции человека позднего Джеймса. Вывод Стрэзера о пагубном действии буржуазной наживы на нравственность влияет на всю его последующую жизнь и полностью отделяет от Уоллета. В романе особое внимание уделено проблеме ценности человеческой жизни и ответственности личности за бесцельно прожитую жизнь. Джеймс ограничился лишь постановкой проблемы, но верность и точность поста­ новки вопроса не менее важны, чем их решение. Герой романа Джеймса отличается повышенной впечатлительностью. По мнению В. Днепрова, это черта целой культурной эпохи. «Впечатли­ тельность стала на очередь в развитии культуры, и было сделано многое, чтобы узнать ее скрытые возможности, уловить ее связи с глубинными процессами духовной жизни. Как будто в душу людей легла более свето-, Цвето-, запахочувствительная пленка, чем находившаяся там раньше» [17]. Поэтика импрессионизма, используемая Джеймсом, раскрыла относитель­ ность очевидного и вела к осознанию необходимости установления связи между частным и общим. Б. Г. Реизов замечал, что «восприятие видимого, непосредственно наблюдаемого как части целого составляет основу ми­ ровосприятия наиболее чутких писателей и художников эпохи» на рубеже XIX—XX вв. [18]. Почитатель таланта Джеймса Форд Медокс Форд проницательно заметил, что его книги дают представление о вибрирующей реальности, ______________________ Л.Н. Толстой и зарубежный мир — — 265

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=