ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

героя важнее иное: он благодарен стране и людям, которые научили его понимать искусство, любовь, красоту человеческих отношений, пронизан­ ных искренностью и взаимопониманием. В постепенном преодолении инерции своего прежнего существования, в борьбе с самим собой у Стрэ- зера начинает проглядывать, пусть еще в очень робкой форме, новая черта характера — активное неприятие бездушного аморализма буржуазной среды. По мысли автора, в условиях кризиса гуманизма в духовных цен­ ностях открывалась пусть ограниченная, но все-таки реальная сфера сво­ боды и гармонии духа. В первый же день пребывания в Париже светло-лимонный колорит одной из картин Лувра вызвал по внезапной ассоциации в его памяти цвет переплетов книг, купленных им в этом городе в далекие дни молодости, и вся гамма воспоминаний о пережитых годах, которая «была запрятана глубоко в подсознании», вдруг ожила в своей подвижности. Поэтика ас­ социативной образности Джеймса предвосхитила ассоциации Пруста, размышления Стрэзера благодаря ассоциациям обнаружили свою мно­ гогранность и втянутость в общий поток бытия. Причем воспоминания главного героя о своем состоянии «обреченного падения» после смерти жены и малолетнего сына воспроизводят сам процесс участия памяти в формировании сознания. Память уводит его к позиции действенной и результативной. В нем «вспыхнуло желание деятельной жизни, жела­ ние свободы, счастья, ярких ощущений» вместо долгого унылого однооб­ разия, когда он был исполнителем идей прямолинейной, догматичной миссис Ньюсем [14]. Не случайно автор неоднократно подчеркивает, что Стрэзером в Па­ риже овладело «чувство внутренней свободы», несовместимой с накопи­ тельством и стяжательством Уоллета. На основе анализа и обобщ ении у Стрэзера меняется взгляд на отношения между людьми. Только в Па­ риже он осознает, сколь нелепа его миссия посла и сколь бессмысленно его задание. Впервые в сознании персонажа возникает мысль о том, насколько вправе он судить Чада Ныосема и влиять на его судьбу. А сама Мари Виано, недостойная женщина, в понятиях обитателей Уоллета, ока­ залась воплощением нравственного совершенства. В предисловии к роману Джеймс образно уподобил сознание героя «светлой зеленой жидкости в закрытом сосуде. Эта жидкость, однажды перелитая в открытую чашку, превращается из зеленой то в красную, то в желтую, то в черную» [15]. Писатель назвал свой роман «д р ам о й р»с' познания». Герой интеллектуально осмысливает все события, возникаюЦР16 XXIX Международные Толстовские чтения. Часть I 264

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=