ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Процесса, к тому, что осуществилось в силу жизненных обстоятельств и ока­ залось не тем, что ожидалось. И Толстой, и Джеймс изучают жизнь души во времени. Проза Джеймса привычно рассматривается западноевропейской и отечественной критикой как лаборатория психологического романа XX в. В его произведениях происходила переориентация компонентов в стрем­ лении не рассказывать, а показывать: основа сюжета не действие, а дей­ ствующее лицо, раскрывающее свое внутреннее «я», прямая речь не столько представляет, сколько прячет глубинные движения мыслей и чувств, создавая ситуацию подтекста, побуждающего к попыткам обнаружить сокровенные связи. Джеймс создавал «реализм простейшего случая», рас­ крывая сущность вещей в их самых обыденных проявлениях, доводя свой анализ до «первоэлементов обыденной жизни». Джеймсу претит авторское вмешательство Толстого, однако структурно ему близки принципы аналитической прозы, когда читатель обнаруживает безостановочное размышление главного героя, замедленное, всепоглощающее, становящееся предметом изображения. Для Джеймса конечный результат психологического процесса обычно однозначнее, уже, беднее самого процесса мысли и чувства, поэтому чтобы раскрыть внутреннюю жизнь героев, надо показать, по мнению писателя, весь сложный лабиринт тех многочисленных сцеплений, через которые проходит чувство, втягивая в себя постепенно различные моменты внешней и внутренней жизни персонажа, его прошлого и настоящего. Само течение мысли и чувства его героев, изобилующее неожиданными и сложными пово­ ротами, богато причудливыми сцеплениями и ассоциациями идей. Центр романа «Послы» (1903) находится не во внешнем действии, а во внутреннем, в раскрытии сознания и нравственных возможностей человека на рубеже XIX—XX вв. Непритязательный на первый взгляд сюжет не передает истинного содержания романа: Лэмберт Стрэзер от­ правляется в Европу по поручению своей давней приятельницы, миссис Ньюсем, богатой фабрикантши и владелицы газеты, редактором которой он является, для того чтобы вернуть ее сына домой. Сам выбор эпизодов романа, переходящих от фактов к обобщениям, определяется стремлением автора раскрыть преображаемое сознание Стрэзера. Стрэзеру — гостю, туристу — Париж представляется в первую оче­ редь местом с ярко выраженной духовной жизнью в сравнении с убогим миром американского провинциального города Уоллета. Разумеется, он ощущает и запах революций, и былых общественных движений, но для _______________________ Л. Н. Толстой и зарубежный мир - J H J ^ a J f L ^ — 263

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=