ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Джеймс смотрел на роман как на «дом со многими окнами», отста­ ивая мысль об «органической форме», «центральном сознании» и «систе­ ме светильников». Тем не менее следует подчеркнуть, что Джеймс при­ знавал неотразимую силу толстовского реализма. Современный американский писатель Л. Очинклос в статье «Джеймс и русские рома­ нисты» отметил, что Г. Джеймс всегда говорил о Толстом «с предусмот­ рительным уважением», признавая мастерство и громадный талант авто­ ра «Войны и мира» [10]. Однако в отечественном литературоведении факт неприятия Джеймсом формы романов Толстого воспринимался как знак резкого противостояния этих столь непохожих художников. На наш взгляд, в своих принципах изображения человека Джеймс двигался по сопряженной орбите, ибо и ему было близко стремление показать «тонус среднеежедневного состояния человека». В известной книге о психологической прозе, размышляя о психологическом анализе Л. Н. Толстого, Л. Гинзбург отмечала «прослеживание причинно-след­ ственных сцеплений, все более уточненных, в той сети обусловленности, которая наброшена на все сущее; явление, возведенное к обгцим формулам и одновременно разложенное на составные части, переменное и текучее, образующее ряды ситуаций, процесс» [11]. Несмотря на всю несхожесть с Толстым романы Джеймса — это также по сути изображение процесса, по преимуществу процесса прозрения его главных героев, будь то поздние « Послы» или ранние «Вашингтонская площадь» и «Женский портрет». Сам он подчеркивал, что собрать мате­ риал — лишь начало дела, «предстоит заняться процессом», в частности в «Послах» — «процессом изображения внутреннего переживания глав­ ного героя, искать невидимое и потаенное» [12]. Исследователи, пишущие об особенностях толстовского пси холо­ гизма, непременно цитируют высказывание Чернышевского о том, что «внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувства, непосредственно возникающие из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходят в другие чувства, снова возвращаются к пре­ жней исходной точке и опять и опять странствуют, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше, сливает грезы с действитель­ ными ощущениями, мечты о будущем с рефлексией о настоящем» [13] • Внимание Джеймса также приковано к безостановочности ж изненн ого j f i k J r k - XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 262

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=