ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

__XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 Т. 1 1. Селитрина Уфа ПУТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПСИХОЛОГИЗМА. ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ГЕНРИ ДЖЕЙМС По мнению Лидии Гинзбург, творчество Л. Н. Толстого — высшая точка аналитического, объясняющего психологизма XIX в., открывшего новые отношения между текучим и устойчивым началом душевной жиз­ ни. Его герой —«больше, чем характер», ибо в нем проявляются и «че­ рез него познаются законы и формы общей жизни» [1]. Л. Гинзбург подчеркивала, что людям, воспитанным на дотолстовском романе, эти «сверхличные психологические черты» казались излишествами. Имен­ но так воспринимал романы Толстого Тургенев, сторонник «беспримес­ ных типов». Известно, что Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев в английской литературе конца XIX в. рассматривались в качестве фигур магистральных направле­ ний в творчестве, несмотря на их взаимоисключающие, по мнению таких авторов, как В. Хенли и Дж. Мур, принципы: стихия и сознательность, хаос и « отбору . Дж. Мур считал, что Л. Толстой соперничал с самой Природой, хотя в конце концов и вынужден был признать, что «никому весь видимый мир не был так открыт, как Толстому» [2]. Генри Джеймс, принимавший участие в полемике о современном романе, развернувшейся сред и английских литераторов, предостерегал молодых авторов от рискованного предприятия —брать Толстого за образец. «Толстой —явление единственное в своем роде. Все пропорции в нем столь огромны, что привлечение даже песчинки его меры к нашим целям благодаря своей неистовой силе — не оставят нас в живых... Он может только сбить с толку и погубить» [3 ] . «Толстой гигантское су ществ впрягшееся в свою великую тему вся человеческая жизнь» [4]. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=